Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966
1910

1910

Январь. Киев

Стих.: «Жарко веет ветер душный...». - А.(Жирм.). С. 34; «Тебе, Афродита, слагаю танец...». — А1. С. 313.

Января 16

Стих. «Сладок запах синих виноградин...». — А. Вечер. С. 74.

Января 25. Киев

Стих. «Пришли и сказали: “Умер твой брат”...» — А. (Жирм.). С. 270-271.

Февраля 2-3

Н. С. Гумилев вернулся из Абиссинии, два дня провел в Киеве и уехал в Петербург. — НН. 1989. № 3. С. 82.

Февраля 6

Внезапно умер отец Н. С. Гумилева - Степан Яковлевич Гумилев. — Лукн. 90. С. 105.

<Февраля 22-28>

«На масляницу я была в Петербурге, жила у отца на Жуковской. Была первый раз у Гумилевых». — Лукн. 91. С. 98.

Воспоминания В. С. Срезневской: «Приехала Аня. И сразу пришла ко мне. Как-то мельком сказала о своем браке, и мне показалось, что ничего в ней не изменилось; у нее не было совсем желания, как это часто бывает у новобрачных, поговорить о своей судьбе. Как будто это событие не может иметь значения ни для нее, ни для меня». — Восп. С. 8.

А. А. «поехала в Царское Село к Гумилеву. Случайно оказалась в одном вагоне с Мейерхольдом, Кузминым, Зноско и др. (ехали к Гумилеву), с которыми еще не была знакома. Гумилев встретил их на вокзале, предложил всем ехать прямо к нему, а сам направился на кладбище, на могилу Анненского. По возвращении домой познакомил А. А. со всеми присутствующими (не сказав, однако, что А. А. - его невеста. Он не был уверен, что свадьба не расстроится)». — Лукн. 90. С. 105.

<Февраля конец>

«Я прочла (в Брюлловском зале Русского музея) корректуру “Кипарисового ларца” (когда приезжала в Петербург в начале 1910 г.) и что-то поняла в поэзии». — ЗК. С. 82.

Записка А. А. - В. С. Срезневской: «Птица моя, - сейчас еду в Киев. Молитесь обо мне. Хуже не бывает. Смерти хочу. Вы всё знаете, единственная, ненаглядная, любимая, нежная. Валя моя, если бы я умела плакать. Аня». — ДН. 1989. № 6. С. 244.

Марта 13

А. А. заполнила «семестральную карточку» на Киевских высших женских курсах. — Ольшанская. С. 22.

Апреля 5

Прошение Н. С. Гумилева ректору С. -Петербургского университета: «Имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство разрешить мне вступить в законный брак с дочерью статского советника Анной Андреевной Горенко. <...> Царское Село, Бульварная, дом Георгиевского». — ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 61522. Л. 50. Воспр.: ФБ. С. 13.

Апреля 6

Вышла в свет книга И. Ф. Анненского «Кипарисовый ларец». — Еж. РО ПД. 1976. С. 241.

Апреля 14

Свидетельство С. -Петербургского университета об увольнении Н. С. Гумилева в отпуск за границу. — ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 61522. Л. 12.

Апреля 16

«Жемчуга» (М.,Скорпион, 1910). — Рус. лит. 1908-1917. С. 453.

«”Жемчуга”. Надписал: “Кесарю - кесарево”, привез, когда приехал венчаться, тогда же (1910) подарил “Балладу”: Тебе, подруга, эту песнь отдам, Я веровал всегда твоим стопам, Когда вела ты, нежа и карая...» — ЗК. С. 288.

Апреля 21

Письмо Н. С. Гумилева - В. Я. Брюсову: «Пишу Вам, как Вы можете видеть по штемпелю, из Киева, куда я приехал, чтобы жениться. Женюсь я на А. А. Горенко, которой посвящены “Романтические цветы”. Свадьба будет, наверное, в воскресенье, и мы тотчас же уезжаем в Париж. К июлю вернемся и будем жить в Царском по моему старому адресу». — ЛН. 98. Кн. 2. С. 497.

Апреля 23

ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 61522. Л. 12.

Апреля 25

Свадьба А. А. Горенко и Н. С. Гумилева. «Венчание состоялось <...> в Николаевской церкви села Никольская слободка Остерского уезда Черниговской губернии». (Запись на обороте свидетельства от 14 апреля). — Там же.

«Шаферами были Вл. Эльснер и Аксенов» — РНБ. Ф. 1073. № 62. Л. 9 об.

«Родственники Ахматовой считали брак заведомо обреченным на неудачу, и никто из них не пришел на венчание, что глубоко оскорбило ее». — Хейт. С. 32.

Адрес А. А. в Киеве: «М<ожет> б<ыть>, Тарасовская - во дворе rez-de-chauss?e <первый этаж – фр.>. Оттуда вышла замуж (в 1910 г.) и уехала в Париж». —

Рассказ Н. С. Гумилева в передаче И. Одоевцевой: «Когда я женился на Анне Андреевне <...>, я выдал ей личный вид на жительство и положил в банк на ее имя две тысячи рублей. <...> Я хотел, чтобы она чувствовала себя независимой и вполне обеспеченной». — Одоевцева. С. 296.

Мая 2

«На вокзале провожала их И. Э. Горенко. Ехали через Варшаву и Берлин». —

«В Париже поселились на rue Bonaparte, 10. Ходили по музеям, посетили средневековое аббатство Клюни, Зоологический сад, сиживали в любимых Гумилевым кафе Латинского квартала, были в ночных кабаре. Встречались с С. Маковским, А. Экстер, Ж. Шюзвилем, А. Мерсеро, Р. Аркосом, Н. Деникером. Нанесли визит французскому критику Танкреду де Визану». — Лукн. 90. С. 107.

«Прокладка новых бульваров по живому телу Парижа (которую описал Золя) была еще не совсем закончена (бульвар Raspail). Вернер, друг Эдисона, показал мне в Taverne de Panth?on два стола и сказал: “А это ваши социал-демократы, тут - большевики, а там - меньшевики”. <...> Стихи были в полном запустении, и их покупали только из-за виньеток более или менее известных художников. Я уже тогда понимала, что парижская живопись съела французскую поэзию». — А2. С. 267.

«Одно из любимых занятий – покупка книг». — Труды и дни. С. 202.

Знакомство с А. Модильяни. «В 10-м году я видела его чрезвычайно редко, всего несколько раз». — А2. С. 225.

Июня начало

Воспоминания С. К. Маковского: «Я встретил молодых тогда в Париже. Затем мы вместе возвращались в Петербург. <...> Весь облик тогдашней Ахматовой, высокой, худенькой, тихой, очень бледной, с печальной складкой рта, вызывал не то растроганное любопытство, не то жалость. По тому, как разговаривал с ней Гумилев, чувствовалось, что он ее полюбил серьезно и гордится ею». — НГВС. С. 59.

По возвращении в Царское Село А. А. с мужем живет в доме его матери - Анны Ивановны Гумилевой - Бульварная ул., дом Георгиевского. — ЗК. С. 586.

«На север я вернулась в июне 1910 года. Царское после Парижа показалось мне совсем мертвым. В этом нет ничего удивительного. Но куда за пять лет провалилась моя царскосельская жизнь? Не застала там я ни одной моей соученицы по гимназии и не переступила порог ни одного царскосельского дома. Началась новая петербургская жизнь». — А2. С. 275.

Июня 8

Запись М. А. Кузмина в дневнике: «Неожиданно приехал <на “Башню” к В. И. Иванову> Гумилев, мало чем изменившийся. Долго сидел у нас. Вяч<еслав> его цукал. Читали стихи». —

Запись М. А. Кузмина: «Был в Павловске. <...> Приехали Гумилевы. Она манерна, но потом обойдется». — Там же. Л. 208.

«Когда в 1910 г. люди встречали двадцатилетнюю жену Н. Г<умилева>, бледную, темноволосую, очень стройную, с красивыми руками и бурбонским профилем, то едва ли приходило в голову, что у этого существа за плечами уже очень большая и страшная жизнь, что стихи 10 - 11 г<одов> не начало, а продолжение». — ЗК. С. 220.

Первое посещение А. А. (вместе с Н. С. Гумилевым) «Башни» В. И. Иванова. Запись М. А. Кузмина: «Вечером визитировали Гумилевы. Она ничего - обойдется и будет мила». — РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 54. Л. 209 об.

«Н. С. Гумилев после нашего возвращения из Парижа (летом 1910 года) повез меня к Вяч. Иванову. Он действительно спросил меня, не пишу ли я стихи (мы были в комнате втроем), и я прочла: “И когда друг друга проклинали...” (1909, Киевская тетрадь) и еще что-то, (кажется, “Пришли и сказали...”), и Вяч<еслав> очень равнодушно и насмешливо произнес: “Какой густой романтизм!” Я тогда до конца не поняла его иронии». — ДВП. С. 224.

Письмо М. М. Замятниной - В. К. Шварсалон: «В воскр<есенье, 13 июня> вечером были Гумилев с Гумильвицей (острота Юрия Ник<андровича Верховского>, они на-днях вернулись из Парижа. Она пишет стихи немного под Гумилева по неизбежности, а старается написать под Кузмина. Но в общем она сносно-симпатичная, только очень тощая и болезненная, но недурная, высокая, брюнетка. Вячеслав очень сурово прослушал ее стихи, одобрил несколько одно, об остальных промолчал, одно раскритиковал. Она вообще очень волновалась». — ЗОР ГБЛ. Вып. 33. М., 1972. С. 274.

Июнь. Ц. С.

Автограф стих. «Жарко веет ветер душный...» с дарственной надписью М. Л. Сверчковой: «Дорогой Марусе - тетя Аня». —

Июля 1

Запись М. А. Кузмина: «Поехал в Павловск. <...> Приехали и Гумилевы». — РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 54. Л. 219 об.

Июля 13

«У Гумми играли в карты, я выиграл и ночевал там в гостиной». — Там же. Л. 228.

Август. Ц. С.

Стих. «Я написала слова...». — А.(Жирм.). С. 35.

«Затем я поехала к маме <в Киев>, вероятно, в августе, там получила письмо <от Гумилева>: “Если хочешь меня застать, возвращайся скорее, п<отому> ч<то> я уезжаю в Африку” <...> Вернулась, проводила Николая». — Лукн. 91. С. 98.

Сентября 13

Гумилев устроил прощальный вечер в Царском Селе перед отъездом в Африку. — НН. 1989. № 3. С. 82.

«Были: С. Маковский, М. Кузмин, Ал. Толстой с женой, С. Судейкин с женой, В. Чудовской, В. Комаровский». — Лукн. 97. С. 19.

«А. А. познакомилась с <О. А.> Судейкиной». — Там же. С. 31.

Сентября 23

«Николай Степанович Гумилев уехал вчера на 4 мес<яца> в Африку». — РГАЛИ. Ф. 3. Оп. 1. Ед. хр. 65.

«Осенью 1910 года Гум<илев> уехал в Аддис-Абебу. Я осталась одна в гумилевском доме <...>, как всегда, много читала, часто ездила в Петербург (главным образом к Вале Срезневской, тогда еще Тюльпановой), побывала и у мамы в Киеве, и сходила с ума от “Кипарисового ларца”. Стихи шли ровной волной, до этого ничего похожего не было. Я искала, находила, теряла. Чувствовала (довольно смутно), что начинает удаваться. А тут и хвалить начали. А вы знаете, как умели хвалить на Парнасе серебряного века! На эти бешеные и бесстыдные похвалы я довольно кокетливо отвечала: “А вот моему мужу не нравится”. Это запоминали, раздували, наконец это попало в чьи-то мемуары». — Хейт. С. 225-226.

Сентябрь. Ц. С.

«Синий вечер. Ветры кротко стихли...» —

Октябрь

Отъезд в Киев.

Октября 21. Киев

«Хочешь знать, как все это было?..» — А.(Жирм.). С. 30.

Октября 29

Письмо А. А. - С. В. фон Штейну: «На-днях возвращаюсь в Царское. <...> Здесь я проболела две недели». — НМ. 1986. № 9. С. 207.

«Познакомилась <с Ф. К. Сологубом> в октябре или ноябре 1910 в театре на пьесе Пшибышевского». — Лукн. 97. С. 321.

Ноября 2. Киев

Стих. «Весенним солнцем это утро пьяно...» —

Ноября 3. Киев

Стих. «Молюсь оконному лучу...». — А.(Кр.). Т. 1. С. 23.

Ноября 6

«Маскарад в парке» — А.(Кр.). Т. 2. С. 11-12.

Умер Л. Н. Толстой.

Ноября 9. Киев

«Он любил три вещи на свете...» и «На столике чай, печения сдобные...». — А.(Жирм.). С. 45, 271.

Ноября 30

Первая годовщина смерти И. Ф. Анненского. «Зелинский читал… Вячеслав Иванов плакал. А. А. присутствовала на заседании». — Лукн. 97. С. 105.

<Ноябрь или декабрь ?>

Письмо А. А. - В. Я. Брюсову: «Я была бы бесконечно благодарна Вам, если бы Вы написали мне, надо ли мне заниматься поэзией. Простите, что беспокою.<...> Анна Ахматова. Мой адрес: Царское Село. Бульварная ул., д<ом> Георгиевских. Анне Андреевне Гумилевой». К письму приложены стихи: «Хочешь знать, как все это было?..», «Жарко веет ветер душный...», «Тебе, Афродита, слагаю танец...», «Старый портрет». — ЗОР ГБЛ. Вып. 33. М., 1972. С. 276.

Декабря 7

Стих. «Я смертельна для тех, кто нежен и юн...». —

Декабря 11

Стих. «Сероглазый король». — А1. С. 42, 405.

Декабря 23

«Стояла долго я у врат тяжелых ада...». Автограф с подписью: «Анна Ахматова (Гумильвица)» в «Литературной тетради» В. И. Анненского-Кривича. — А1. С. 314, 462.

<Декабря 25>

«О том, что он <Н. С. Гумилев> подарил Ахматовой на Рождество в первый год <после свадьбы>, рассказал даже очень подробно: “Я купил у Александра на Невском большую коробку, обтянутую материей в цветы, и наполнил ее доверху, положил в нее шесть пар шелковых чулок, флакон духов “Коти”, два фунта шоколада Крафта, черепаховый гребень с шишками - я знал, что она о нем давно мечтает - и томик “Les amours jaunes” Тристана Корбьера. Как она обрадовалась! Она прыгала по комнате от радости». — Одоевцева. С. 295.

Раздел сайта: