Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966
1929 - 1930

1929

Января 2

«Вечером у А. А. была Ан<на> Андр<еевна> Русанова – девушка из Витебска, пишущая стихи. <…> Позже к А. А. пришла Ольга Берггольц». — Лукн. 2002. С. 480.

Января 3

«Вечером была у Белкиных. Здесь были М. Л. Лозинский, К. А. Федин и другие. Вернулась домой в 4 часа ночи». — Лукн. 2002. С. 481.

Письмо П. Н. Лукницкого — Л. В. Горнунгу: «Спасибо большое за экземпляр «Словаря современных писателей». <…> Он плох. <…> Биографические сведения об А. Ахматовой несуразны, неверен даже год рождения. <…> Ясно, что участвовал здесь Медведев. В 1924 г., кажется, несколько раз ходил Медведев к А. А. и выпрашивал у нее автобиографию. Чтоб отвязаться от него, А. А. дала ему кой-какие сведения. Он их записывал, но, вероятно, неточно. <…> Никаких разрешений печатать эти сведения в словаре А. А. ему не давала. <…> Собрание ее стихотворений разрешено Гублитом на том условии, что из 1-го тома будет выкинуто 18 стихотворений, а из 2-го — 40. Иначе говоря, собрание издаваться не будет (если условия не будут изменены, на что надежды почти нет). <…> В Москве А. А. была по очень хлопотливым делам, требовавшим много времени, и бывала очень мало где». — Гум. 94. С. 360-561.

<Январь?>

. В 1-м томе «Литературной энциклопедии» помещена статья за подписью: М. и С: «Ахматова Анна (1888 —) — Анна Андреевна Горенко, по первому мужу Гумилева — поэтесса. <…> А. — поэтесса дворянства, еще не получившего новых функций в капиталистическом обществе, но уже потерявшего старые, принесенные из общества феодального. <…> Эротическое переживание является для творчества поэтессы той осью, вокруг которой вращается ее духовный мир. <…> Только в стихах, написанных А. после 1914, начинают звучать общественные мотивы. <…> Это — причитания над убитыми и пробуждение общественного сознания по линии национализма, смыкающегося с империализмом отечественной буржуазии. <…> Касаясь формально-художественной оценки творчества Ахматовой, следует сказать, что в ее лице мы имеем поэта с чрезвычайно сильным дарованием».

Февраля 6

— А. А.: «Милая Амка, <…> Напрасно Лукницкий выслал мне деньги за конец декабря и начало января — лучше было оборотить их на пёску. Ты, беднука, опять болен?» — Шилейко. С. 245-246.

Февраля 9

Письмо П. Н. Лукницкого — Л. В. Горнунгу: «Стихи А. А. не выйдут — безнадежно». — Requiem. С. 11.

— Р. Н. Ломоносовой: «Среди неотложных работ <…> я не расстаюсь с мечтой написать несколько настоящих, т<о> е<сть> достойных Вас и В<аших> соседей посвящений: Марине <Цветаевой>, Ломоносовой, жене, Ахматовой, обоим Мейерхольдам». — Минувшее. Кн. 16. М. -СПб., 1994. С. 151.

(Февраль—март?)

(КЛ №13. 2 апреля)«Форель разбивает лед», оказавший впоследстви влияние на «Поэму без героя» А. Ахматовой.

Марта 6

Письмо Б. Л. Пастернака — А. А. Посылает ей стих. «Мне кажется, я подберу слова...» и просит согласия на его публикацию. — ЛН. 93. С. 656-657.

Марта 11

«При мне получила письмо от Б. Пастернака, со стихотворением, посвященным ей, и с просьбой разрешить его напечатать. <…> Письмо очень хорошее, дружественное. А стихи – странно вялые, и для Пастернака – плохие. Мы обсуждали это, А. А. просила меня пока не говорить никому об этом стихотворении». — Лукн. 2002. С. 481.

Марта 15

Письмо А. А. – М. Л. Винаверу с просьбой сообщить сведения по делу А. В. Короткова. — ГА РФ. Ф. 8409. Оп. 1. Д. 322. Л. 228.

Ответ М. Л. Винавера: «Дело А. В. Короткова еще не закончено. Присланные для него вещи получены». — Там же. Л. 227.

Марта 21

Письмо Б. Л. Пастернака — Л. В. Горнунгу с просьбой сообщить точный адрес А. А. —

Апреля 6

— А. А.: «Недели три тому назад я вам отправил письмо по вашему старому, а легко может быть, и по ложному адресу. Я в нем испрашивал вашей санкции на печатанье стихотворенья, к вам обращенного. <…> Ответьте, пожалуйста, и напишите несколько слов о себе. <…> Всей душою преданный вам Б. П.». — ЛН. 93. С. 658.

Апреля 9

– Б. Л. Пастернаку: «Благодарю за посвящение. Вторая редакция прекрасна. Печатайте непременно. Простите молчание. Больна. Ахматова». — Лукн. 2002. С. 482.

Апреля 10

Письмо Б. Л. Пастернака — А. А.: «Дорогая Анна Андреевна! Горячо благодарю вас за ответ и очень обеспокоен концом телеграммы. <…> Всей душой, как только можно, желаю вам поскорее оправиться. <…> А ваша телеграмма, как старшая, смотрит на стихотворенье, и в ней больше содержания, живого и противоречивого, чем в последнем». — ЛН. 93. С. 659.

Дарственная надпись на обороте фотографии: «Борису Пастернаку — чудесному поэту и самому живому человеку в СССР. Анна Ахматова». — Воспр.: Восп о Б. П., С. 390.

Апреля 17

«Вечером у А. А. был Шервинский со своим знакомым, приехавшим из Москвы. Позже, неожиданно к А. А. пришел проф. Этторе Ло Гат<т>о, приехавший из Италии. — В «Итальянской энциклопедии науки, литературы и искусства» (Т. 1, 2. Milano-Roma, 1929) напечатаны статьи Э. Ло Гатго «Ахматова» и «Акмеизм». «Она сразу же взяла на себя инициативу в беседе, сказала, что помнит, как на столетнем юбилее Толстого в Большом театре в Москве я говорил не только по-русски, но и по-итальянски, а она любила итальянский язык. При этом добавила, что хотя и любит, но не говорит на нем». — Э. Ло Гатто. Мои встречи с Россией. М., 1992. С. 66.

Май

В журнале «Красная новь» № 5 напечатано стихотворение Б. Пастернака «Анне Ахматовой» («Мне кажется, я подберу слова...»).

Весна

Решение правления «Издательства писателей в Ленинграде» об издании двухтомника стихотворений А. А. Записка К. А. Федина в «вышестоящие инстанции»: «Анна Ахматова занимает в поэзии место бесспорное. Обойти ее в истории русского стиха так же невозможо, как невозможно обойти Тютчева, Блока, Хлебникова. <…> Но вот уже несколько лет на нашем книжном рынке отсутствуют какие бы то ни было издания стихотворений Ахматовой». —

Июня 11

Письмо Н. Я. Мандельштам и О. Э. Мандельштама — А. А. с просьбой побудить ленинградских писателей энергично выступить против клеветнического обвинения Д. И. Заславским О. Э. Мандольштама в плагиате и недобросовестности конфликтной комиссии ФОСП. —

Июня 22

«по обвинению в контрреволюционной деятельности, выразившейся в факте хранения архива врага народа Николая Гумилева» (по сообщению сына писателя С. П. Лукницкого)». — Лукн. 2002. С. 342-343.

Комментарий Т. М. Двинятиной: «Этот арест был кратковременным: за три дня до этого Лукницкий – в Москве, где встречается с Б. Пастернаком, О. Э. и Н. Я. Мандельштамами, П. Антокольским, а уже 25 июня помечена его встреча с Ахматовой». — Лукн. 2002. С. 343.

Июня 24

Июля 5

Дарственная надпись на обороте фотографии: «Павлу Николаевичу Лукницкому с лучшими пожеланиями. Ахматова». — Воспр.: Лукн. 88. После С. 352.

Августа 10

— А. Е. Аренс-Пуниной: «Львов еще не уехал и, кажется, не собирается уезжать; по-моему, влюбился в А. А. — хочет ее лепить». — Пунин. С. 304-305.

Августа 19

Запись К. А. Федина в дневнике: «Был у А. А. Ахматовой. <…> В ней что-то детски жалкое, очень несчастное и неприступное в то же время, как в большом засыхающем дереве. Она охотно, много и с жаром говорит о литературе, но ни на минуту она не забывает о “том”, словно кто-то внутри нее сторожко следит за всяким ее взглядом, за всяким словом. И она вдруг срывается, замолкает, становится своим портретом». — К. Федин. Собр. соч. М., 1986. Т. 12. С. 41.

Письмо В. К. Шилейко — А. А.: «Аннуку-Пустынник! Переправь, родненький, ключи от моей берложки в Академию. <…> Я плох здоровьем, дела и того хуже». Помета А. А.: «Последнее письмо». — Шилейко. С. 266.

Сентябрь

«Гаспра. 1929. Осенью. Тяжелая астма. Весь месяц пролежала». —

<Сентября начало?>

«Осенью 1929 года в Ленинград переехал Л. Гумилев и поступил в школу, директором которой был брат Н. Н. Пунина – Александр Николаевич Пунин». — Лукн. 2005. С. 150.

Воспоминания Л. Н. Гумилева: «Анна Евгеньевна Аренс пустила меня жить в коридоре. <…> В коридоре не топили и кормили меня скудно, ездить в школу было далеко. Мама учила меня французскому языку, но, усталый и голодный, я плохо усваивал». —

<Сентябрь>

Письмо Н. Н. Пунина — А. А. (из Хосты в Гаспру): «Ан, зачем ты не попрощалась со мной и не повернула головы? Галя писала мне, что в Ленинград должна приехать Вера Константиновна, я обеспокоен из-за шилейкинских денег. Ужасно неприятно; у тебя нет счастья на деньги. <…> Странную ты имеешь власть над людьми и странно, что держишь их в таком страхе». — Пунин. С. 306-307.

Сентября 19

— А. А. (из Хосты в Гаспру): «Приехал Вольдемар и Вера Константиновна — я ошибся, все обошлось благополучно». — Пунин. С. 307-308.

Письмо Г. И. Чулкова — Н. Г. Чулковой (из Гаспры в Москву): «В Гаспре — Ахматова. У нее болит живот — гастрит». — РГАЛИ. Ф. 548. Оn. 1. Ед. хр. 482. Л. 164.

Сентября 23

— А. Е. Аренс-Пуниной (из Хосты): «Из Москвы протелеграфирую Вам, а со своей стороны прошу сообщить туда открыткой, приехала ли А. А. и в каком она состоянии: не хочу никаких неожиданностей». — Пунин. С. 309.

Сентября 25

Письмо Г. И. Чулкова — Н. Г. Чулковой: «Завтра едет в Москву несчастная, жалкая А. А. Ахматова. Если она к тебе зайдет, может быть ты оставишь ее у себя переночевать? Кажется, ей негде остановиться: у нее совершенно нет денег. <…> P. S. Сейчас выяснилось, что Ахматова в Москве не остановится». — РГАЛИ. Ф. 548. Оn. 1. Ед. хр. 482. Л. 168.

Письмо К. С. Петрова-Водкина – жене с упоминанием о встрече с А. А. в Ялте. — РГАЛИ. Ф. 2010. Оп. 2. Ед. хр. 47. (Сообщил К. В. Шилов).

Сентября 28

П. Н. Лукницкий вернулся в Ленинград из путешествия по Кавказу и Средней Азии. —

Сентябрь-октябрь

Начало кампании в печати против Е. И. Замятина и Б. А. Пильняка. «Из сочувствия П<ильня>ку и З<амятину> ушла из Союза». — ДВП. С. 240.

Октября 12

Лукн. 88. С. 106.

Октября 13

«Утром был у Ахматовой. <…> К 6 вечера пошел в Союз писателей на общее собрание и перевыборы правления... В моем кармане заявление А. А. о выходе из Союза писателей: “В правление Со- юза писателей. Заявляю о своем выходе из Союза писателей. 13 окт<ября> 1929. А. Ахматова”. Но я не подал его». — Лукн. 88. С. 105.

«Мы вчера закрыли Союз поэтов. Вводим его в качестве отдельной секции в Союз писателей». — Лукн. 88. С. 106.

Октября 28

«В этом месяце случилось несколько событий: <…> реорганизация Союза писателей в Союз советских писателей со всем, что относилось к Замятину, Пильняку и др. <…>, выход Замятина из Союза; выход К. Федина из правления Союза, <…> мои разговоры с В. Шкловским, Л. Н. З<амятиной>, О. Форш, А. А. по поводу всего этого». —

Приписка Б. А. Пильняка к письму Е. И. Замятина — Л. Н. Замятиной: «Также кланяется и целует Пильняк-Сакко и сообщает, что будет он привезен в Ленинград, о чем просит сообщить А. А. Ахматовой, ради свидания с которой оный Пильняк, главным образом, и стремится в Северную Пальмиру». — Замятин. С. 521.

Ноября 20

«Послал Анне Андреевне в Ленинград недавно написанное и посвященное ей стихотворение — воспоминание о моей первой поездке в ее город». — Восп. С. 189-190.

Ноября 24

Запись К. А. Федина в дневнике: «На-днях он <Е. Замятин> читал у себя начало романа об Атилле. Были Ахматова, Слонимский, Пильняк». — К. Федин. Собр. соч. М., 1986. Т. 12. С. 44.

А. А. подарила П. Н. Лукницкому «малотиражные издания 1920-х гг. – книги с адресованными ей дарственными надписями». — Б-ка А. А. С. 55-56.

Декабря 8

Запись П. Н. Лукницкого: «4-го был с А. А. у Шилейко. Он бледен, обильно кашляет кровью — ему недолго осталось жить. Квартира его умирает также — его выселяют, ибо дом перешел в другое ведомство. Но Шилейко уезжает в Москву. Он поручает А. А. вывезти его вещи и книги вместе с ее вещами и книгами в Шереметевский дом. <…> На следующий день, пятого, с утра я с А. А. возились в пыли до 3-х часов, разбирая книги и вещи. А. А. устала смертельно, но дело сделали: отдельными кучами на полу лежат книги В. К. Ш(илейко), А. А., мои, ненужные, архивы Судейкиной, А. Лурье. <…> В субботу 7-го Шилейко уехал в Москву. А. А. провожала его с убеждением, что прощается с ним навсегда. <…> Увезли всё на одной подводе. <…> После моих слов о том, что 8 декабря 1924 года, в день моего знакомства с А. А., я впервые вошел в Мраморный дворец, а сегодня, 8 декабря 1929 года, через 5 лет, я войду туда в последний раз, — А. А. сказала: «Это страшно...» <…> Вообще А. А. в состоянии духовного упадка. Судьба выдумывает странные юбилеи». —

Записка А. А. – П. Н. Лукницкому: «Нельзя же заставлять писать мудрые или чувствительные вещи человека, который спит от усталости». — Лукн. 2005. С. 276.

Декабря 21

Письмо Б. А. Пильняка — Е. И. Замятину: «Анна Андреевна. Просьба у меня к тебе превеликая. Скажи ей, что я <в Москву> для нее прислал, а — когда она поедет (соберется ехать), — деньги тебе аккуратнейше вышлю». — Знамя. 1994. №9. С. 148.

«Шереметевский дом передают в какую-то другую организацию, музей упраздняется, вероятно всех жильцов будут выселять весной. Куда же переедут Пунин с семьей и А. А.? У них мало кто бывает... Вчера опять зашел к ней. Читает «Красное дерево» Пильняка по рукописи. <…> Много говорили о литературе и о том, как можно писать в современных условиях. Взгляд ее категорический: «настоящей литературы сейчас быть не может». <…> А. А. живет по-прежнему тихо и печально. Холод в квартире, беспросветность и уныние. Встречи Нового года не будет — нет ни денег, ни настроения. Бываю там редко и ненадолго. <…> Уже не так тянет, как прежде. А если по совести, то почти и не тянет». — Лукн. 88. С. 120.

1930

Января 3

Запись Л. В. Горнунга: «Анна Ахматова в Москве, я ее сегодня навестил. Она лежит больная». —

Января 6

Письмо Б. А. Пильняка — Е. И. и Л. Н. Замятиным: «Анну Андреевну: жду, ждем, рады. Людмилушка, позвоните ей, как прочтете это письмо. Очень будем рады ее видеть». — Знамя. 1994. №9. С. 148.

<Январь>

Письмо Н. Н. Пунина — А. А. (из Ленинграда в Москву): «Трудно без тебя жить, прямо тебе скажу. А тебе? О том, что несовершенны люди, ты ведь знаешь, почему же ты требуешь совершенства от меня?». — Пунин. С. 310.

Января 28

Запись Л. В. Горнунга: «Пришел к Анне Андреевне, так как мы с ней думали сегодня идти на «Вишневый сад» в Художественный театр, но не успели собраться, <…> и было решено, что я ей помогу разобраться в ее книгах. На прощанье получил от нее в подарок книгу Кантемира». —

Января 29

Письмо Е. И. Замятина — Л. Н. Замятиной (из Москвы): «Перевидал много всякого народу. В том числе поймал Полонского и говорил с ним об Ане А<хматовой>. Дела ее неважные: сейчас “неактивных” начали снимать с акад<емического> обеспечения: сняли, напр<имер>, Чулкова и А. А. тоже. Это я узнал позавчера, а вчера насел на Полонского. Он обещал говорить по этому поводу с Халатовым и с кем-то еще. М<ожет> б<ыть>, даже сегодня узнаю результаты». —

Января 30

— С. М. Алянскому: «Как дела с книгами Анны Андреевны? Если что нужно сделать — я могу, потому что еще некоторое время пробуду в Москве». — Замятин. С. 368.

<Января конец>

А. А. вернулась из Москвы в Ленинград.

Февраля 3

— Л. Н. Замятиной (из Москвы): «Борис <Пильняк> просит телегр<афировать>, когда приедет Ахматова». — Замятин. С. 369.

Февраля 23

Письмо Б. А. Пильняка — Ире Пуниной: «Ариша, когда Ваня <А. А.> опять поедет в Москву, приезжай с ней ко мне в гости. <…> Будем пить вино, и каждый день Ванины именины». — Петросов К. Г. Литератургше Старки. М., 1991. С. 32.

Запись К. А. Федина в дневнике: «Вчера у А. А. Ахматовой. Грустно». — К. Федин. Собр. соч. М., 1986. Т. 12. С. 47.

Марта 14

Письмо И. Э. Горенко — А. А. (из Деражни). Благодарит за посылку. —

Марта 15

Письмо А. А. — Г. И. Чулкову (из Ленинграда в Москву): «Милый Георгий Иванович, благодарю Вас за хлопоты. Мне очень стыдно, что Вам приходится возиться с моими делами. Я ничего не могла найти из того, что нужно Вам послать. Знаю, что мои стихи были переведены на английский (отдельная книга, пер<евод> Дадингтон), немецкий, французский, польский, японский, библейский (древнееврейский), украинский языки. Нас выселяют из квартиры, потому что дом передается какому-то учреждению. Целую Надежду Григорьевну и крепко жму Вашу руку. Ахматова». — Еж. РО II Д. 1974. С. 66-67.

«Будем вместе, милый, вместе...»: «4 апр<еля> 1930 я подарила этот листок Оле Рыбаковой». — РНБ. Ф. 1073. № 109.

Апреля 6

Письмо А. Э. Вакар — А. А. (из Деражни) о болезни И. Э. Горенко: «Здоровье мамы внушает серьезные опасения, ее целые дни знобит. Кашляет с кровью. <…> Тетя Аня». — РГАЛИ. Ф. 13. On. 1. Ед. хр. 140. Л. 2.

Самоубийство В. В. Маяковского. А. А.: «Помню день, когда было получено известие о смерти Маяковского. Я вышла на улицу. Иду по Жуковской. И первое, что я увидела, — рабочие ломают “головы кобыльей вылеп” над воротами того самого дома, куда он ходил, где он жил.<…> На меня это произвело тогда потрясающее впечатление». — Восп. С. 542.

Мая 5

Сопроводительное письмо президента Государственной академии художественных наук П. С. Когана председателю административно-финансовой комиссии Совнаркома РСФСР Г. М. Леплевскому к ходатайству А. А. о назначении ей персональной пенсии. К письму приложены: коллективное письмо П. С. Когана, В. В. Вересаева, В. Н. Фигнер, М. Н. Розанова, Н. К. Пиксанова, Г. И. Чулкова, Б. Л. Пастернака (б. д.), а также письмо П. Н. Сакулина с припиской А. В. Луначарского (от 5 апреля 1930 г.) в поддержку ходатайства А. А. Ходатайство А. А. в деле отсутствует. — ГАРФ. Ф. 539 (Комиссия по установлению персональных пенсий при Совнаркоме РСФСР). Оп. 1. Д. 5037. Л. 41-43. Публ.: http://lucas-v-leyden.livejournal.com/171303.html

Удостоверение А. А. на право бесплатного проезда в ленинградском трамвае. — РГАЛИ. Ф. 13. On. 1. Ед. хр. 168.

Май

В селе Деражня умерла мать А. А. - Инна Эразмовна Горенко. — ПК НО. 92. С. 81.

Знакомство А. А. с Н. И. Харджиевым. — Э. Бабаев // ТР. С. 198.

Запись Э. Ф. Ципельзона в дневнике: «Демьян Бедный ужинал в Б<ольшой> Московской гостинице с... Анной Ахматовой! Вот сочетание! Очевидно, Ахматова приехала из Ленинграда хлопотать о выпуске двух своих книг, уже напечатанных, но задержанных Литом». —

Июля 7

«Academia» с А. А. на перевод писем П. П. Рубенса. — Упом.: РГАЛИ. Ф. 629. On. 1. Ед. хр. 294. Л. 35.

Июля 8

– Н. С. Тихонову (из Москвы в Ленинград): «Говорят, здесь Ахматова. <…> Смешная она. Ей тут Д. Бедный предложил издать книгу ее стихов, правда, со своим предисловием, но она отказалась, хотя и уговаривали всячески. Появление Ахматовой, пусть с предисловием, было бы понятно и для других, в ее положении находящихся». —

Июль

Л. Н. Гумилев окончил среднюю школу. — Лавров. С. 58.

Лето

Воспоминания И. Н. Пуниной: «Летом 1930 г. Срезневские снимали дачу на ст. Горская — весь нижний этаж с верандой. Валерия Сергеевна уговорила Анну Андреевну поехать со мной к ним на дачу. Акуме выделили небольшую комнату, и я жила с ней там все лето. Трудно передать, до какой степени Анна Андреевна не любила, презирала дачную жизнь. В то лето, видимо, она сочла необходимым поехать: здоровье мое было еще очень слабым. <…> Акума не принимала участия ни в прогулках, ни в домашних заботах, не играла с детьми. Утром она подолгу спала, проснувшись, лежа читала. <…> Как только стало заметно, что я <…> начала поправляться, она все чаще стала уезжать в город». —

Августа 28

Письмо А. Д. Радловой — С. Э. Радлову: «Катаев рассказал, как весной на его “Квадратуре круга” была Ахматова с Эфросом и Демьян Бедный, который рассыпался перед Ахматовой в комплиментах. Вот жених из пекла, правда?» — ЛО. 1989. №5. С. 5

— Н. С. Новоселову: «Северянин — пародист Бальмонта, Ахматова подавлена сексуальной лирикой, Сологуб — пессимист и мизантроп». — М. Горький. Собр. соч. М., 1955. Т. 30. С. 184.

Октября 5

Милибанд С. Д. Биобиблио-графический словарь советских востоковедов. М., 1975. С. 611.

— Н. И. Харджиеву (из Ленинграда в Москву): «Была у меня Анна Андреевна. Напряженная, но умная. Очень интересны ее наблюдения над Пушкиным». —

Ноября 16

Письмо Б. А. Пильняка — Е. И. Замятину (из Москвы в Ленинград): «Целую тебя и руки Л<юдмиле> и А<нне> А<ндреевне>». —