Лобыцын В., Дядичев В.: Три поколения Горенко

Три поколения Горенко

Бухты изрезали низкий берег,
Все паруса убежали в море,
А я сушила соленую косу
За версту от земли на плоском камне.
А я собирала французские пули.
Как собирают грибы и чернику,
И приносила домой в подоле
Осколки ржавые бомб тяжелых.
И говорила сестре сердито:
Когда я стану царицей,
Выстрою шесть броненосцев
И шесть канонерских лодок,
Чтобы бухты мои охраняли
До самого Фиолента.
А. Ахматова Из поэмы "У самого моря", 1914.

Выдающаяся русская поэтесса Анна Ахматова, дочь Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны, урожденной Стоговой, происходила из морской семьи. Оба ее деда: Антон Андреевич Горенко и Эразм Иванович Стогов, а также отец Андрей Антонович и брат Виктор Андреевич были флотскими офицерами, но об их службе в Российском флоте известно немного.

Сама Анна Андреевна в автобиографических заметках скупо сообщает, что отец был "отставным инженер-механиком флота". Трагическое стихотворение 1918 г. с известной строчкой; "На Малаховом Кургане офицера расстреляли" посвящено ею, как считали в семье, погибшему брату. Немногочисленные сведения о морской службе трех поколений морских офицеров Горенко можно найти только в отдельных публикациях, таких как ссылка на некролог Андрея Антоновича Горенко в "Одесском листке" за 7 сентября 1915 года, помещенная в биографическом словаре "Русские писатели" (М, 1989), а также - в опубликованных фрагментах семейных воспоминаний и рассказах третьих лиц. Немного больше сказано об этом в краткой биографии Андрея Антоновича Горенко в библиографическом словаре "Деятели революционного движения в России" (М., 1934, т. З, Вып. 2). Приводятся основанные на документах штрихи флотской службы Антона и Андрея Горенко, хотя и изобилующие неточностями, в обстоятельной работе В. А. Черных, посвященной родословной А. А. Ахматовой (Сб.: "Памятники культуры. Новые открытия. М.: "Наука", 1993, с. 71-84)

Вместе с тем, сведения о службе офицеров Российского флота с конца 20-х годов ХIХ века и до самой революции составлялись весьма тщательно и, слава Богу, в большинстве своем уцелели. Они-то и позволяют достаточно полно восстановить картину службы в Российском флоте деда, отца и брата Анны Ахматовой.

Итак, ее дед по отцу - Антон Андреевич Горенко (1818-1891), поступив в 1832 г. юнгой в Черноморское артиллерийское училище, к концу службы в 1887 г. имел чин подполковника по Адмиралтейству и состоял в Черноморском Его Императорского Высочества генерал-адмирала Великого Князя Константина Николаевича флотском экипаже1. Вся его жизнь и служба прошли в Севастополе. Здесь он родился в семье унтер-офицера Андрея Яковлевича Горенко, участника русско-турецкой (1806-1812 гг.) и Отечественной (1812 г.) войн, а также заграничного похода русской армии (1813-1814 гг.), непосредственного участника Бородинского сражения и взятия Парижа русскими войсками2.

По окончании Черноморского артиллерийского училища Антон Горенко служил унтер- офицером во 2-м учебном Морском экипаже в Севастополе. В апреле 1842 г. получил первый офицерский чин прапорщика по ластовым экипажам3. В 1842-1843 гг. плавал по Черному морю на транспортах "Слон" и "Сухум-Кале". Получив а 1851 г. очередной чин подпоручика, служил в 4-м ластовом экипаже в Севастополе, где его и застала война 1853-1856 гг. В послужном списке подпоручика Горенко так говорится о его участии в обороне Севастополя. "В походах и делах против неприятеля находился на Николаевской батарее, во время бомбардирования Севастополя англо-французами 5 и 6 октября 1854 г, и 14-го - в усиленной рекогносцировке против неприятельских укреплений на Инкерманских высотах".

За этими скупыми строками - драматические события обороны города: первая из шести за время осады массированных бомбардировок Севастополя, произведенных с моря и суши, Инкерманское сражение, последовавшее 24 октября 1854 г. за "усиленной рекогносцировкой". Тогда наступлением русской армии на Инкерманские высоты, занятые и укрепленные неприятелем, удалось сорвать назначенный на начало ноября штурм Севастополя, что вынудило противника перейти к изнурительной зимней осаде. За "дела против неприятеля" подпоручик Горенко в апреле 1855 г. был награжден орденом Святой Анны 3-й ст. "с мечами и бантом". Получил он также серебряную медаль "За защиту Севастополя" и бронзовую - "В память войны 1853-1856 гг."4.

С этого времени служба Антона Андреевича Горенко проходит исключительно "при береге" на должностях старшего адъютанта сначала в штабе ластовой бригады, а затем в штабе начальника дивизии Черноморского флота (1856-1860), смотрителя Севастопольского морского госпиталя (1860-1873), смотрителя казенных земель и садов Севастопольского порта (1873-1886). В чине капитана в марте 1869 г. он был назначен "состоять по Адмиралтейству", что по флотской иерархии было выше "состояния по ластовым экипажам". В апреле 1880 г. ему присвоили чин майора, а в марте 1885 г. - подполковника. Уволен от службы Антон Андреевич Горенко в апреле 1887 г. "с мундиром и пенсией" полковником по Адмиралтейству.

Помимо наград за Крымскую войну он имел боевую бронзовую медаль "В память Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.", как находившийся под огнем противника в Севастополе, когда 13 августа 1877 г. город бомбардировали два турецких броненосца. Был награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. с бантом за 25 лет военной службы, орденами Св. Станислава 2-й ст. и Св. Анны 2-й ст. с императорской короной.

Теперь об отце Анны Андреевны Ахматовой - старшем из трех сыновей Антона Андреевича, Андрее Антоновиче Горенко (1848-1915). "В службу вступил в Черноморскую штурманскую роту кадетом 10 июня 18585. Такое название в 1826 г. получило штурманское училище в Николаеве, основанное в 1798 г. За время 9-летнего курса обучения Андрей Горенко, произведенный в 1862 г. в юнкера с назначением в 1-й сводный Черноморский флотский экипаж, плавал по Черному и Азовскому морям на шхунах "Салгир", "Бомборы", "Псезуапе", транспортах "Килия" и "Дунай", пароходах "Инкерман" и "Сулин", корвете "Волк" и императорской яхте "Тигр". Столь пёстрый состав судов, на которых проходила его служба и обучение, объясняется действием статей "разгромного" Парижского трактата 1856 г., запрещавших России иметь на Чёрном море военный флот. Утратил же этот трактат силу лишь в 1871 г.

В1868 г. юнкер Горенко был произведён в кондукторы корпуса инженер-механиков флота и назначен на пароход "Прут", на котором в 1868-1869 гг. плавал по Черному и Азовскому морям. В 1869-1870 гг. был в заграничном плавании в Константинополь на пароходе "Тамань".

По возвращении из заграничного плавания А. А. Горенко 14 декабря 1870 г. Получает первый офицерский чин прапорщика корпуса инженер-механиков флота. Состоя в Черноморском экипаже в Николаеве, а затем в 1-м Черноморском флотском Его Императорского высочества генерал-адмирала Великого Князя Константина Николаевича экипаже в Севастополе, он плавает по реке Буг и Чёрному морю на шхунах "Дон", "Салгир" и винтовом корвете "Львица".

В 1874 г. в связи с реорганизацией механической службы флота Высочайшим приказом Андрей Антонович переводится во флот мичманом, перейдя в самую престижную когорту флотских офицеров, а в следующем 1875 году приказом по Морскому ведомству назначается штатным преподавателем Морского училища в Санкт-Петербурге6 (так с 1867 по 1891 гг. именовался Морской корпус). Признаться, трудно объяснить такое перемещение по службе мичмана, состоявшего в этом звании чуть более года и ставшего единственным мичманом в штате из 18 преподавателей одного из самых привилегированных военных учебных заведений России. Но служба молодого преподавателя пароходной механики идет успешно. Высочайшим приказом он "произведен по линии в лейтенанты с оставлением в должности 1 января 1879 г.", а 1 апреля того же года за 15 лет службы награжден орденом Св. Станислава 3-й ст.

Наряду с преподавательской работой, лейтенант А. А. Горенко активно на общественных началах занимался и деятельностью, направленной на улучшение организации торгового мореплавания Российского, государства. Так, еще в 1878 г, он представляет в Общество для содействия русской промышленности и торговле доклад о недостатках в деятельности Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ)7. Но случай чуть не обрывает его так удачно складывающуюся карьеру и успешную общественную деятельность. Впрочем, может быть, этот "случай" как раз и подстроили влиятельные силы РОПИТа, чтобы заставить замолчать опасного критика их деятельности.

В конце апреля 1881 г, после убийства императора Александра II, когда "проштрафившийся" Департамент полиции Министерства внутренних дел всюду стал усиленно искать "врагов Империи", в Инспекторский департамент Морского министерства поступило сообщение о "политической неблагонадежности" группы морских офицеров, в которой фигурировал и лейтенант Горенко. Повод - "предосудительное содержание" его писем в Николаев чиновнику Яценко и народовольческие симпатии двух его сестер8 Лейтенант Горенко немедленно отрешается от должности преподавателя и 7 сентября 1881 г. "зачисляется по резервному флоту". Дело между тем набирает обороты и 25 сентября министр внутренних дел граф Н. П. Игнатьев дает согласие на возбуждение против лейтенанта Горенко дела "особого производства по исследованию вредного его направления".

Находясь за штатом и ожидая решения о своей участи, А. А. Горенко тем не менее мужественно продолжает свою общественную деятельность. 2 декабря 1881 г. он делает в вышепоименованном Обществе доклад "Русское общество пароходства и торговли и его значений как субсидируемого пароходства"9, вызвавший большой общественный резонанс, возможно, именно этот доклад, оказавшийся полезным правительству для его нового соглашения с РОПИТом, а также явная притянутость предъявляемых лейтенанту Горенко обвинений и вынудили департамент полиции "прекратить дело без последствий". 18 октября 1882 г. Андрея Антоновича возвращают из резерва на действительную службу, но к преподавательской работе не допускают, а откомандировывают с оставлением во флоте - "для службы на судах коммерческого флота"10.

В этот период, длившийся около трех лет, А. А. Горенко активно участвует в изучении состояния торгового мореплавания на юге России, в подготовке предложений по новому уставу РОПИТа. Наконец, 15 июня 1885 г. его возвращают на действительную службу и 17 июня зачисляют во 2-й Черноморский флотский Его Королевского Высочества Герцога Эдинбургского экипаж в Николаеве. В 1885-1886 гг. он плавает по Черному морю старшим штурманом на пароходе "Редут-Кале" и вахтенным начальником на шхуне "Казбек".

В конце 1886 г. А. А. Горенко приезжает из Николаева в Санкт-Петербург в отпуск. Здесь он 3 марта 1887 г. подает прошение на Высочайшее имя об отставке по болезни. При ее оформлении было, как положено, подсчитано число так называемых "цензовых", т. е. проведенных в плаваниях, дней. Оно оказалось равным 2165 дням. Значит, Андрей Антонович за свою 23-летнюю календарную службу на флоте находился в плаваниях без месяца 6 лет.

5 марта 1887 г. лейтенант А. А. Горенко был уволен в отставку "с мундиром и пенсией" и производством в очередной чин - капитана 2 ранга.

В дальнейшем, с 1889 по 1905 гг. он находился на гражданской службе, связанной с делами торгового мореплавания, был награжден четырьмя высокими орденами и чином статского советника, полученном им за отличие в 1900 г. До последних дней своей жизни Андрей Антонович не порывал связей с Обществом содействия русской промышленности и торговле, для которого еще в молодости готовил доклады. Вообще, А. А. Горенко, несомненно, сделал немало для развития торгового мореплавания в России, и даже можно сказать, сыграл крупную роль в этом деле, до сих пор еще не оцененную по заслугам. Умер Андрей Антонович Горенко 25 августа 1915 г. и похоронен на православном Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

Брат Анны Ахматовой - Виктор Андреевич Горенко (1896-1976) поступил в Морской корпус в 1913 г. по прошению отца о приеме сына в старший общий класс, поданному на имя тогдашнего директора корпуса контр-адмирала В. А. Карцова. Выдержав приемные экзамены, петербургский гимназист 9 сентября 1913 г. стал кадетом Морского корпуса11. В 1915 г., уже гардемарином он совершил учебное плавание на Тихом океане и в следующем, 1916 г. был произведен в корабельные гардемарины.

30 июля 1916 г. в Морском Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича корпусе произошел последний за его более, чем 200-летнюю историю "царский" выпуск офицеров Российского флота. Мичман Горенко направляется в Черноморский флотский экипаж и убывает к месту службы в Севастополь12. Здесь он назначается на эскадренный миноносец "Зоркий", который в 1916-1917 гг. нес охранную службу у западных берегов Черного моря. Послужной список мичмана Горенко Б РГА ВМФ не сохранился, но факты его службы вначале на "Зорком", а после революции на "Керчи", потопившей по приказу Совнаркома ряд кораблей Черноморского флота в Новороссийске летом 1918 г., известны с его слов13.

По воспоминаниям В. А. Горенко известно также, что в декабре 1917 г. он ушел из Севастополя пешком в Бахчисарай и благодаря этому уцелел, в то время как десятки флотских офицеров были расстреляны на Малаховом Кургане, как было позже объявлено Военно-революционным комитетом, "в связи с контрреволюционным настроением командного состава, а также выступлением Каледина". Родные в Петрограде и среди них сестра Анна получили известие о гибели Виктора, поскольку на миноносец он не вернулся. Так родилось известное стихотворение Анны Ахматовой:

Для того ль тебя носила
Я когда-то на руках.
Для того ль сияла сила
В голубых твоих глазах!
Вырос стройный и высокий.
Песни пел, мадеру пил,
К Анатолии далекой
Миноносец свой водил.
На Малаховом кургане
Офицера расстреляли.
Без недели двадцать лет
Он глядел на Божий свет.

По словам Виктора Андреевича, он "в марте 1918 года прибыл во Владивосток". Здесь след мичмана Горенко обнаруживается в Морской роте Штаба командующего Сибирской флотилией, куда он был зачислен 5 октября 1918 г. 14 Документов о его дальнейшей службе пока обнаружить не удалось, хотя известно, что до конца 20-х годов он жил в Александровске-на-Сахалине, затем - "много лет в Шанхае", и, наконец, в ноябре 1948 г. переехал в Нью-Йорк, где и умер 4 февраля 1976 г. в возрасте 80 лет.

Такой разной оказалась продолжавшаяся без малого 100 лет служба трех поколений семьи Горенко в Российском флоте, но она по-своему отразила историю России, являясь ее частью, а потому - нашим общим достоянием.

Примечания

1. РГА ВМФ, ф. 417, оп. 5, д. 661, 1887 г. вверх

2. РГИА, ф. 1343. оп. 19, ч. 2, д. 3271, 1840 г. вверх

3. Ластовый экипаж - отдельная команда матросов, для службы на вспомогательных судах. По словарю В. И. Даля "ласт" - мера веса, "морс, назначенный для перевозки тяжестей" и "ластовые экипажи, назначенные для ластовой службы". вверх

4. Портрет А. А. Горенко упомянут в "Историческом каталоге музея Севастопольской обороны " (Пг, 1914,С. 112). Во время Великой Отечественной войны портрет был утрачен. вверх

5. РГА ВМФ, ф. 406, оп. З, д. 724. 1875 г. вверх

6. РГА ВМФ, ф. 406, оп. 3, д. 790, 1876 г. вверх

7. Труды Общества, ч. 19, С. -Пб., 1888, с. 171. вверх

8. Гос. Архив РФ, ф. 102, III отделение, д. 537, 1881 г. вверх

9. Там же, ч. 13, С-Пб., 1883, с. 420 вверх

10. РГА ВМФ, ф. 417, оп. 4, д. 2775, 1887 г. вверх

11. РГА ВМФ, ф. 432, оп. 7, д. 944, 1913 г. вверх

12. РГА ВМФ, N СБ С- 72, с. 597. вверх

13. Бюллетень Общества бывших русских морских офицеров в Америке, № 1/109, 10 апреля 1966 г. вверх

14. РГА ВМФ, ф. 2028, оп. 1, д. 150, (циркуляры нач. штаба Сиб. Флотилии № 59).

© 2000- NIV