Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1967.
Вып. 198. Труды по знаковым системам. III. - С. 180-208.
Материалы к поэтике Анны Ахматовой
В последнее время все более утверждается взгляд на поэзию как на особым образом организованный язык, в котором слово играет совершенно специфическую роль: его семантика практически целиком может определяться контекстом. В результате собственное значение слова может быть либо изменено до противоположного, либо, напротив, усилено до такой степени, что слово превращается в своего рода символ, или образ.
Индивидуальность поэта в большой степени определяется кругом слов, которые он использует, и особенностями словоупотребления. Сейчас становится яснее и яснее, что детальное исследование поэтического творчества без полного словаря произведений крайне затруднено (а в каком-то смысле и недостаточна корректно). Поэтому возрастает необходимость в составлении словарей языка поэта (прежде всего полных лексических, затем частотных, грамматических, семантических и т. п.). Такие словари, помимо того что они сами по себе чрезвычайно показательны, открывают широкие возможности для последующего анализа поэтики. Так же существенно и сопоставление словарей языка разных поэтов.
Сейчас начата работа по составлению словарей языка русских поэтов 10-х-20-х годов этого века. Первым и весьма интересным опытом является исследование Ю. И. Левина1, посвященное сравнительному анализу сборников "Сестра моя жизнь" (далее СМЖ) Б. Пастернака и "Камень" (далее КМ) О. Мандельштама на основании словарей этих произведений. Настоящая статья написана в продолжение работ такого рода.
В начале 20-х годов появилось два исследования, посвященных стихам А. Ахматовой. Первая из них - монография Б. Эйхенбаума "Анна Ахматова. Опыт анализа" (Петербург, 1923) - посвящена общей характеристике творчества А. Ахматовой, к тому времени выпустившей в свет пять сборников ("Вечер" 1912 г.; "Четки" 1914 г.; "Белая стая" 1917 г.; "Подорожник"-1921 г.; "Anno Domini" 1922 г.). В книге Б. Эйхенбаума с большой точностью и глубиной описаны существенные черты стиля и художественного метода А. Ахматовой. Вторая работа - развернутая статья В. В. Виноградова "О символике А. Ахматовой"-(альманах "Литературная мысль", Петроград, 1922). В ней анализируется соответствие плана выражения и плана содержания в стихотворениях А. Ахматовой, или соответствие словесных образов семантическим сферам. Эти работы, при всей их важности; и ценности, к сожалению, не сопровождаются полными словарными списками, что было бы, как уже сказано, весьма важно. Казалось целесообразным, продолжая анализ поэтики А. Ахматовой, составить словарь языка ее стихотворений. Эта работа была начата сборником "Anno Domini" (составлен его полный словарь). Из-за ограниченности объема поместить здесь весь-словарь и всю аналитическую часть невозможно. Поэтому мы ограничимся словарем существительных, словарем прилагательных и небольшим комментарием.
* * *
Описание велось по первому изданию сборника:Анна Ахматова. Anno Domini MCMXXI. Петербург, 1 9 2 2. Позднейшие изменения и разночтения не учитывались2.
Сборник "Anno Domini" (далее AD) состоит из 64 стихотворений. Они перенумерованы с 1 по 64:
1. Все расхищено 2. Путник милый 3. Сослужу тебе верную службу 4. Нам встречи нет 5. Страх, во тьме 6. О, жизнь 7. Кое-как удалось разлучиться 8. А, ты думал - я тоже такая 9. Пусть голоса органа снова грянут 11. А Смоленская нынче именинница 12. Пророчишь, горькая 13. Я гибель накликала милым 14. Долгим взглядом твоим истомленная 15. Широко распахнуты ворота 16. Почернел, искривился 17. Тот август 18. Зажженных рано фонарей 19. Не бывать тебе в живых 20. Колыбельная 21. Пока не свалюсь 22. На пороге белом рая 23. Заплаканная осень 24. Соблазна не было 25. Буду черные грядки холить 26. Ты мне не обещан 27. Покинув рощи родины священной 28. Смеркается 29. Тебе покорной? 31. Ты - отступник 32. Просыпаться на рассвете |
33. И в тайную дружбу с высоким 34. Словно ангел, возмутивший воду 35. Когда о горьком гибели моей 36. А ты теперь, тяжелый и унылый 37. Пленник чужой! 38. Я спросила у кукушки 39. По неделе ни слова ни с кем не скажу 40. Ты всегда таинственный и новый 41. Проплывают льдины, звеня 42. В каждых сутках есть такой 43. Земная слава, как дым 44. Это просто, это ясно 45. О нет, я не тебя любила 46. Я слышу 47. Как страшно изменилось тело 48. Я окошка не завесила 49. Эта встреча никем не воспета 51. От любви твоей загадочной 52. Чем хуже этот век 53. Теперь никто не станет слушать песен 54. По твердому гребню сугроба 55. Мурка, не ходи, там сыч 56. Теперь прощай, столица 57. Ждала его напрасно много лет 58. Ночью 59. Течет река неспешно 60. На шее мелких четок ряд 61. И целый день, своих пугаясь стонов 62. Ты мог бы мне сниться и реже 63. Когда в тоске самоубийства 64. Проводила друга до передней |
В алфавитных списках существительных и прилагательных в скобках даются номера стихотворений, и которых встречается данное слово. Если при одном слове номер стихотворения повторяется, значит в этом стихотворении слово встречается несколько раз, например, запись дракон (2, 2, 2) означает, что в стихотворении 2 ("Путник милый") существительное дракон встречается 3 раза. Существительные, как правило, сообщаются в именительном падеже единственного числа; исключение составляют Pluralia tantum, грамматические и смысловые или стилистические (например, невозможно было дать форму губа губы). В словарь прилагательных, помимо собственно прилагательных (в том числе и субстантивированных), включены причастия (кроме кратких, исполняющих чисто предикативную функцию, например, распахнуты ворота (15), мне завещано (14) и т. п.). Все прилагательные, независимо от того, как они встретились в тексте, даны в полной форме, в положительной степени (за исключением нескольких случаев превосходной степени, например, счастливейшая любовь (4), имеющих, как нам кажется, самостоятельное значение), в именительном падеже единственного числа мужского рода. Такая унификация в данном случае кажется допустимой, поскольку нас пока интересует только лексический набор. При каждом прилагательном сообщаются определяемые слова, к которым оно относится. Если определяемое слово отсутствует, но точно подразумевается по контексту, оно дается под звездочкой, например, пророчишь, горькая (12) - горькая (*ты). Субстантивированное прилагательное при котором никакое определяемое слово не может подразумеваться, обозначается буквой S, например "... белая дома крестами метит..." (52) - белая (S).
Переходим непосредственно к спискам.
Алфавитный список существительных AD | ||
А
|
|
Частотный список существительных АД Существительные, встречающиеся не менее 3-х раз, не менее, чем в 2-х стихотворениях) |
|||
16 раз 1. день 2. любовь 13 раз 3. небо 12 раз 4. дом 11 раз 5. ветер 6. песня 7. рука 10 раз 9 раз 9. смерть 8 раз 10. глаза 11. душа 12. кровь 13. слово 14. снег 7 раз 15. голос 16. город 17. друг 18. земля |
6 раз 19. вода 20. грудь 21. жизнь 22. ночь 23. огонь 25. тоска 5 раз 26. звезда 27. лес 28. лицо 29. муза 30. окно 31. радость 32. сад 33. солнце 34. цветок 35. час 4 раза 36. боль 37. весна 38. ворон 39. горе 40. дети 41. крыло |
43. море 44. мост 45. облака 46. подруга 47. поле 48. рай 50. река 51. роза 52. свеча 53. слава 54. стена 55. стон 56. трава 57. тьма 3 раза 58. ангел 59. бог 60. брат 61. весть 63. взгляд 64. вино 65. волна 66. ворота 67. встреча 68. год |
69. дружба 70. дыхание 71. забвение 72. звон 73. звук 74. иволга 75. имя 76. лебедь 77. луч 78. мир 79. могила 80. окошко 81. остров 83 предчувствие 84. птица 85. разлука 86. сестра 87. сила 88. слеза 89. слух 90. сосна 91. страна 92. счастье 93. улыбка 94. утро |
Если алфавитный список показывает диапазон лексического разнообразия творчества поэта, то список наиболее частых слов может (при наличии достаточного для сравнения материала) служить своеобразным индексом, определителем поэтической индивидуальности, являясь тем минимальным набором, по которому с определенной вероятностью можно опознать поэта. Для наглядности сравним 15 первых по Частоте существительных в сборниках AD, СМЖ и КМ (в скобках указана частотность). Число существительных, повторяющихся по 3 и более раза, в AD равно 93, в СМЖ - 131, в КМ - 102.
AD | СМЖ | КМ |
|
|
|
Прежде всего интересно отметить, что во всех трех сборниках первыми по частоте являются только одно- и двусложные существительные. Контраст: первый по частоте в списке AD - деньночь. Из первых 15 самых частых существительных AD в полные списки соответствующих существительных СМЖ и КМ не вошло только слово смерть, остальные встречаются в СМЖ и КМ либо в обоих, либо в одном из них. Различия заключаются только в частоте. Так, одно из двух самых частых слов AD - любовь (16) в СМЖ встречается 5 раз, в КМ - 3; дом (12) в КМ встретился 3 раза, в частотном списке СМЖ этого слова нет; частое в AD слово песня (11) в СМЖ встречается 3 раза, в КМ - 5; слово (8) - СМЖ - 4, КМ - 6; снег (8) - СМЖ - 3, КМ - 5 и т. д. Из первых 15 самых частых существительных КМ в список существительных AD вообще не вошли слова Рим, туман (но в AD есть глагол туманить), царь. Вообще из 93 самых частых существительных AD в соответствующие списки СМЖ и КМ вместе вошло 53 слова (в СМЖ - 40, в КМ - 39).
Алфавитный список прилагательных AD | ||
А
|
|
Частотный список прилагательных AD (прилагательные, встречающиеся не менее 3-х раз, не менее, чем в 2-х стихотворениях) |
|||
13 раз 1. черный 9 раз 2. белый 3. милый 8 раз 4. тихий 6 раз 5. бледный 6. зеленый 7. новый 9. чужой |
5 раз 10. живой 11. печальный 12. прозрачный 13. светлый 14. серый 15. сладкий 16. темный 4 раза 17. веселый 18. горький 19. дикий |
20. желтый 21. нежный 22. пышный 23. тайный 3 раза 24. верный 26. высокий 27. долгий 28. земной 29. зимний 30. золотой |
31. лукавый 32. последний 33. прохладный 34. синий 35. сладостный 36. смертный 37. страшный 38. суровый 39. счастливый 40. тяжелый 41. чудесный 42. широкий |
Число прилагательных, повторяющихся по 3 и более раза, в AD равно 42, в СМЖ - 20, в КМ 52. Проведем аналогичное сравнение, включив в него также список прилагательных, составленный по сборнику И. Анненского "Кипарисовый ларец" (далее КЛ)3. Сравнение с поэтикой И. Анненского весьма существенно, если вспомнить о том, что А. Ахматова считает себя его ученицей и преемницей ("А тот, кого учителем считаю... Кто был предвестьем, предзнаменованьем..."). Число прилагательных, повторяющихся в КЛ 3 или более раза, равно 70. Выбираем из 4-х списков (AD, КЛ, СМЖ, КМ) по 15 первых слов:
AD | КЛ | КМ | СМЖ |
|
|
|
|
сладкий, весьма характерное для поэтики А. Ахматовой. Во всех 4-х списках первые места занимают прилагательные черный и белый (только в КМ белый отодвинут на 6-е место). О семиотическом и семантическом значении этих прилагательных будет сказано специально. По сравнению с КЛ, в AD вообще не входят туманный и холодный (есть прохладный); по сравнению с КМ, в AD вообще нет прилагательных морской, старинный, туманный; по сравнению с СМЖ, в AD вообще нет прилагательных мокрый, сырой (есть влажный) и южный. Второе по частоте прилагательное AD - милый - встречается только в КМ (4); таинственный - только в КМ (3) - только в КЛ (7); живой и печальный - только в КЛ (по 8); дикий (4) - только в СМЖ (5) и т. д. Из 42 самых частых прилагательных AD с остальными списками совпадает 30 (с КЛ - 18, с КМ - 18, с СМЖ - 4); не совпали прилагательные сладкий, пышный, тайный, верный, вольный, земной, лукавый, прохладный, сладостный, смертный, счастливый, чудесный.
Грамматика и стилистика прилагательного у А. Ахматовой - тема специального исследования. Характеристика, смена, игра образов, пожалуй, построена у А. Ахматовой в значительной степени на прилагательном. Это отмечено в уже упомянутой работе Б. Эйхенбаума (стр. 60-62). Говоря о том, что прилагательному возвращена его основная стилистическая роль - быть характерным эпитетом, относиться к существительному, определенно оттенять его каким-нибудь качеством, Б. Эйхенбаум в то же время указывает на скупость и осторожность в его употреблении ("Целые строфы, а иногда и целые стихотворения у Ахматовой лишены прилагательных"). Правда, как раз в AD прилагательные употребляются достаточно часто, но, действительно, с крайне тщательным и осторожным отбором3a. Мы имели возможность сравнить полные списки прилагательных AD и КЛ. Сравнение показало, что при несомненной близости целого ряда поэтических приемов язык И. Анненского в КЛ отличается от языка AD значительным количеством "собственно поэтических" прилагательных, например: лазурный, бирюзовый, жемчужный, зеленовейный, лучезарный, самоцветный, струистый и др.; наличием большой группы сложных прилагательных, обычно со значением цвета: бело-алый, бледно-безбрежный, темно-алый, тоскливо-белый, банально-пестрый и т. д. Тенденцию А. Ахматовой к очищению стиля, к высокой простоте можно проследить от сборника к сборнику. Например, в "Белой стае" (далее БС), вышедшей в 1917 году, набор прилагательных отличается от AD, в частности, такими: червонный, червонно-дымный, жертвенный, многозвенный, багровый, пепельный, эмалевый, бестелесный, мускатный, роковой (многие из них больше не встретятся вообще). В то же время основное ядро в целом совпадает: в первых 10 стихотворениях БС из 63 прилагательных 30 повторяются в AD (белый, черный, тихий, нежный, сладостный, милый, любовный, влюбленный, легкий, серый, страшный, злой и др.).
Помещаемые далее списки однокорневых слов, или корневых гнезд, AD имеют целью показать, как корни, несущие наибольшую семантическую нагрузку, притягивают к себе и наибольшее количество родственных слов.
Список однокорневых слов AD | ||
А
|
|
Прежде всего интересно отметить, что в этом списке нет ни одного индивидуального неологизма - словотворчество вообще не свойственно А. Ахматовой.
Наибольшие сгустки родственных слов наблюдаются в таких случаях: дух, душа (15), лететь (11), любовь (9), мниться (7), молить (7), клятва (7), смерть (7), правый (6), томить темный (6), петь, песня (6) и др. Слова любовь, смерть, душа, песня занимают первые места и в списке самых частых существительных AD. По этому поводу можно вспомнить упомянутую работу В. В. Виноградова, посвященную определению семантики: и значимости родственных гнезд песня, любовь, молитва, смерть и некоторых других в символике, или, в современной терминологии, поэтическом мире, А. Ахматовой.
Попытка составления в самом общем виде семантических: полей AD связана с наблюдением над тем, как используются антонимы у А. Ахматовой, часто стремящейся составить картину из контрастных образов (крайнее выражение этого - оксюморон, см. знаменитое "... ей весело грустить, такой нарядно-обнаженной" и позже, в "Поэме без героя", "... так парадно обнажена").
По алфавитным словарям существительных и прилагательных AD были составлены 2 списка антонимов. Списки достаточно субъективны, поскольку в их основе лежат не абсолютные значения слов, а их употребления в контексте (поэтому, например, признается возможным противопоставление счастливый - измученный и т. п.). В дальнейшем подобные списки, очевидно, должны быть уточнены и дополнены.
Список антонимов AD
(существительные)
Положительное значение признака (+) |
Отрицательное значение признака (-) |
благодать, благостность | |
великолепье | нищета, нищенка |
веселье, отрада, радость | грусть, печаль, тоска |
весна | осень |
властитель | пленник, пленница, раба |
день | ночь, полночь |
дрема, дремота, сон | бессонница |
друг, дружба, подруга | враг |
душа, дух, сердце | тело |
жизнь, спасение | смерть, гибель, самоубийство, тленье |
лебедь | ворон |
лето | зима |
мир, покой, спокойствие, сила | тревога, смута, изнеможенье, истома |
небо, небеса, небосклон | земля |
подвиг, слева | позор, стыд |
рай | ад |
мрак, мгла, тьма, темница, тени | |
свиданье, встреча | разлука |
свобода, воля | смиренье, неволя |
звук, стон, речь, крик, клик | молчание, тишь |
смех, улыбка | рыданье, слеза |
солнце | луна, месяц |
счастье, любовь | горе, боль, мука |
утро | вечер |
Список антонимов AD
(прилагательные и наречия)
Положительное значение признака (+) |
Отрицательное значение признака (-) |
черный, темный, темноглазый, темносиний, потемневший | |
благостный, блаженный, благосклонно, покаянный | проклятый, окаянный |
великий, высокий, огромный | маленький, низкий, некрупный |
влажный | сухой, сухо |
верный | неверный |
веселый, весело, беспечный, радостный, отрадный | грустный, грустно, печальный, унылый, заплаканный, скорбный, унылый, сердитый |
весенний | зимний |
взволнованный, встревоженный, тревожно, страстный | спокойно, равнодушно |
вольный, дерзкий, дикий, лихой, свободный, упрямый | покорный, примиренный смиренный |
воспетый | невоспетый |
западный | |
горячий, жаркий, жгучий, теплее | прохладный |
давний | недавно |
долгий | короткий, недлинный |
живой, невредимый | смертный, смертельный, раненый, убитый |
золотой | серебряный |
кровавый, окровавленный | бескровный |
ласковый, нежный, нежно | непреклонный, суровый, грозно |
тяжелый, трудный | легкий, легонький |
любимый, любовный | постылый |
старый, древний | |
небесный, поднебесный | земной |
негасимый, неугасимый | погасший |
новый, теперешний | давний, прежний |
первый | последний |
полный | пустой |
похожий | непохожий |
правый, православный, вправду, невинный, непорочный, святой, пресвятой, священный, безгрешный | грешный, неправедный |
ранний, рано | поздний |
ровный | неровный |
чужой | |
румяный | бледный |
русский | иноземный, немецкий |
скорый | медленный |
сладкий, сладко, сладчайший, сладостный | горький, горько |
солнечный | лунный |
счастливый | измученный, мучительный, истомленный |
твердый | мягко |
тихий, тишайший, тихо, притихший | шумный, громко |
часто | редко, реже |
чистый | нечистый, грязный |
ясно | смутный |
черная смерть, голодная тоска - нам стало светло (1)
смиренье - дерзкий смех (2)
лохмотья сиротства - брачные ризы (3)
молящие улыбки - дикие клятвы (4)
некрашеный помост - красная кровь (5)
измена - любовь (6)
печальное (пенье) - светлое пенье (11)
отрадная сестра - лукавая, жадная, сладчайшая раба (14)
словно леший дик - нежней сестры (16)
дикий лагерь - город пышных смотров (17)
осень в черных одеждах - тишайший снег (23)
постник, святитель, черница - распутники, грешницы (24)
чужой - свой; смеяться - плакать тревожно (37)
прохладный ветер - горячий лоб (38)
ад - рай; земля - небеса (40)
лебеди - черный ворон; чистые воды, голубая гладь - гробовая темница (50)
свободная ласточка - голодная нищенка (53) и т. д.
В плане содержания здесь реализуются, в основном, такие противопоставления: (более грубо, благополучие - неблагополучие). Анализ показывает, что в плане выражения в подавляющем большинстве случаев эти противопоставления можно связать с противопоставлением светлый - темный (более прямолинейно, белый - черный), причем светлый соответствует благополучию, а темный - неблагополучию. Противопоставление белый - черный, пожалуй, наиболее живо ощущается в социальном и соответственно языковом узусе и всегда было излюбленным поэтическим приемом. Достаточно обратиться к современникам А. Ахматовой. Мы уже отметили, что белый и черный - самые частые прилагательные в рассмотренных 4-х сборниках. В КЛ это противопоставление используется постоянно, см. хотя бы названия стихотворений - "Светлый нимб", "Черный ", "Тоска белого камня", "Черная весна", образ белой девы с черными ранами ("Расе"), контраст черной фаты и светлого нимба, "... и вырез жутко бел среди наплечий черных" и, наконец, "Nox vitae":
Но... в блекло-призрачной луне
Воздушно-черный стан растений
И вы, на мрачной белизне
Ветвей тоскующие тени4.
По тому, с какими существительными сочетаются в AD прилагательные со значением и темный, можно заключить, что светлый у А. Ахматовой соответствует положительной части противопоставления, т. е. жизни, счастью, покою, очищению, a темный - отрицательной части противопоставления, т. е. смерти, горю, тревоге, падению, ср.5:
светлый | темный | |
белое солнце рая белый порог рая белый крестик светлый взор пенье не печальное, а светлое нам стало светло единственный светлый день небесная любовь поднебесный свет солнечное сиянье прозрачный отблеск желтый луч лебедь |
черная смерть черный ветер черный вечер6 черный орел черная нищенка черный ворон черная язва черный стыд темная душа темный ты темный порог смертные тени неотвратимая тьма гробовая темница |
Пейзаж, соответствующий состоянию покоя ("я, тихая, веселая", ст. 27), выдержан в светлых, бело-серо-голубых тонах: (т. е. белые, светлые) дни, снежный переулок, нетронутый снег, бледная чистая пелена, сербе взморье, грязный дом, серый холст, голубая мансарда. Еще один "пейзаж покоя", здесь краски несколько ярче (ст. 28): темносинее небо, прозрачный отблеск, желто-розовые розы, ржавые перила, пестрые утки, чернильная прорубь.
Некоторые прилагательные входят в оба поля. Это прежде всего - белый, что соответствует нашим жизненным представлениям - белый цвет у фаты и у савана. Поэтому в AD есть белое солнце рая и белая смерть ("а там уж белая дома крестами метит", ст. 52). Желтый (3-е по частоте прилагательное в КЛ) может соответствовать радости, покою (желтый луч, желто-розовые розы) и несчастью, тревоге (я стала желтой и припадочной; небо, уязвленное желтым огнем). Так же и тьма (святилище тьмысчастью, страсти (но не покою и очищению). К темному тяготеет и бледный (бледный, т. е. бескровный, неживой, мертвый; ср. в КЛ - "никогда бледней не стыла просинь, и снегов не помню я мертвей", или у А. Блока - "меня пугает сонный плен и братии мертвенная бледность").
Прочное и постоянное соответствие светлого - благополучию, а темного - неблагополучию дает нам основание установить два соответствующих семантических поля и, отойдя от непосредственно цветового уровня, включить в эти поля новые члены:
поле светлый | поле темный | |||
безгрешный благостный блаженный веселый вольный дневной живой ласковый легкий любимый любовный милый невинный невредимый нежный покаянный правый святой |
сладкий сладостный тихий трогательный великолепье веселье любовь мир небо отрада победа покой праздник рай смех улыбка утешенье и др. |
дикий дурной жадный истомленный неправедный окаянный отрекшийся печальный припадочный проклятый раненый строгий тяжелый угрюмый убитый |
унылый боль враг война гибель гроб кладбище могила мятеж печаль позор смерть стыд тоска тревога и др. |
В принципе каждое стихотворение AD может быть включено в одно из этих полей или в оба сразу. Так, в светлый темный - 4, 5, 6, 19, 35, 41, 42, 51, 61 и др., в оба поля - 1, 9, 11, 15, 23, 29, 44, 64 и др.
Дальнейший анализ требует более детальной разработки семантических полей. Такая разработка может вестись в разных направлениях. Можно, в частности, разбить весь словарь AD по тематическому признаку7, предложив, например, такие разделы:
Флора | Фауна | Космология | |
ковыль крапива липа мак мох роза нарцисс сосна, сосенка трава цветок вишневый |
ворон голубка иволга конь кукушка ласточка лебедь лисенята Мурка (кот) орел |
ветер вьюга лед, льдина листопад молния ненастье роса снег, снежинка сугроб туча |
звезда земля луна небо, небеса созвездье солнце вечер день полночь рассвет утро |
орлица | дневной | ||
Элементы ландшафта взморьедельта море |
птица пчела соловей чиж |
морозный оснеженный студеный |
поднебесный рассветный утренний юг |
озеро | запад | ||
остров река, речка степь |
весна лето |
февраль август декабрь |
западный северный |
суша | осень | апрельский | |
холм | весенний предосенний |
майский, май июльский сентябрьский |
Цвета | Церковь | ||
глаза грудь губы лоб ноги очи плечо ресницы рот рука сердце ухо чело чолка кудрявый |
гнедой голубой желтый желто-розовый золотой красный лиловеющий пестрый рыжий седой серебряный серый темносиний чернильный черный |
ад алтарь бог богородица господь еретик крест, крестик колокол колоколенка ладан молебен молитва рай ризы святилище |
св. Егорий св. Екатерина св. София церковь храм алтарный ангельский безгрешный богомольный вербная суббота грешный колокольный священный Смоленская |
Мифические существа | |||
леший муза русалка |
Эти рубрики можно детализировать, увеличить их число. Предлагается и другой путь разработки семантических полей. Е основу его кладется предложенное противопоставление . Весь цикл AD, состоящий из тесно связанных содержательно, как бы переходящих одно в другое стихотворений, объединяется темой героя, героини и их взаимоотношенийлокально-временные условия. В зависимости от того, в какое семантическое поле попадает стихотворение (благополучие - неблагополучие), меняется инвентарь изобразительных средств: они берутся либо из лексики поля , либо из лексики поля темный. Поэтому можно составить две картины состояния героя, героини, их взаимоотношений и т. п. соответственно обоим полям:
Поле светлый | |||
Герой | Отношения | Условия | |
ласковый жених юный орел друг прекрасный близкий веселый взволнованный единый живой ласковый милый счастливый тихий |
отрадная сестра подруга веселая вольная (не) покорная тихая - вольная душа горячий лоб жаркий, недужный дерзкий смех легкая походка |
рай, где мы блаженны и невинны сладостный обет спокойствие счастье любовь счастливейшая, небесная, тайная, земная, великая сладостный огонь дружба тайная, веселая радость благостность сладко и знойно |
белое солнце рая белый таинственный дом таинственный Летний сад зеленая волна розы желто-розовые предосенний цветник желтый луч свежая чаща чистые воды Екатеринин сад голубая гладь поднебесный свет |
- юное лицо |
лебединый голос неистовая речь платья белый шелк |
нежное молчанье покой непорочные дни |
|
высокий долгий взгляд |
забвенье боли забвенье нег |
||
грудь, снега белей сердце-солнце лесть милая, сладкая, любовная |
|||
Поле тёмный | |||
Герой | Отношения | Условия | |
(не) влюбленный лукавый печальный постылый проклятый сердитый суровый темный тяжелый унылый чужой наглец вечный враг |
истомленная послушней с каждым днем желтая припадочная смиренная дурная мать черная нищенка лукавая, жадная сладчайшая раба бледное лицо бледный, измученный рот полузакрытые глаза глаза глядят рассеянно, сурово |
постылый огонь разлука горе беспамятство смуты ночи нечисты не бывшее свиданье брошена тоска, рассудительна и зла он хулит и бесславит любовь - испытание железом и огнем черная смерть |
неправедная луна вечер черен зимний небосклон несущаяся вьюга месяц вьюжный, северный, встревоженный февраль небеса безнадежно бледны смутный, тяжелый час потемневшее трюмо заплаканная осень в одеждах черных гробовая темница вечером в печальный час неотвратимая тьма |
отступник - сдавленный стон печальное имя окаянная душа |
трудное дыханье чахоточная грудь соленые слезы темная душа лиловеющий шелк незавитая чолка |
Все сказанное выше представляет собой предварительную попытку анализа поэтики А. Ахматовой. В дальнейшем предполагается развивать эту тему в нескольких направлениях: полностью прокомментировать словарь AD, исследовать грамматические, в частности, синтаксические особенности AD, составить словари других сборников А. Ахматовой, с тем чтобы получить материал для сравнения и сопоставления.
Примечания
"Наука", 1966. Материалы СМЖ и КМ цитируются по этой работе.
2. В сб. "Бег времени" (М. -Л. 1965) в раздел AD включено более 20 стихотворений, не вошедших в 1-е издание (в частности, "Библейские стихи", "Сказка о черном кольце" и т. д.). В стихотворения "Покинув рощи родины священной" и "Смеркается" введены новые строки (в 1-е-2, во 2-е-8). В стихотворении "Призрак" (в 1-м издании без названия) предпоследняя строка читается: "И странно царь глядит вокруг..." - в 1-м издании: "И странно ты глядишь вокруг..."
3. Материалы по "Кипарисовому ларцу" были любезно предоставлены в распоряжение автора В. Н. Топоровым.
3a. Важно подчеркнуть, что при ограниченности и устойчивости круга прилагательных у А. Ахматовой, поэтический эффект, в частности, достигается обычно посредством едва заметных семантических сдвигов. Например, самое распространенное в AD прилагательное черныйчерный можно интерпретировать как цвет (черный вечер, черная борода и т. п.), это прилагательное содержит в себе и некоторое другое значение, не менее существенное, чем цветовое. Вместе с тем часто эффект зависит от сочетания прилагательного с таким существительным, с которым оно обычно не употребляется. При этом необычность сочетания не бросается в глаза, так как и здесь смысловой сдвиг очень тонок, едва заметен ( и др.). Именно такого рода употребления позволяют решать стилистические задачи даже на ограниченном числе повторяющихся прилагательных.
4. Постоянное, самостоятельное или контрастное, использование противопоставления белый - черный см. прежде всего, конечно, у А. Блока (" вечер, белый снег", "он спасется от черного гнева мановением белой ", "пробежали в космах белых черной ночи трубачи" и т. п.). См. также у Н. Гумилева - "Камень черный, камень белый"; у Б. Пастернака - "пожелтелый белый свет с тобой белей белил", "про черный чернейший демон"; у М. Цветаевой - "обеим бабкам я вышла внучка, чернорабочий - и белоручка"; у В. Ходасевич? - "луна - мой белый поплавок над черною водой" и т. д., число примеров можно легко умножить.
5. Ср. такое же противопоставление в стихотворении Н. Гумилева "Пьяный дервиш", рефрен которого взят эпиграфом к разделу AD "Голос памяти": "Мир - лишь луч от лика друга, все иное - тень его" (противопоставление луч, т. е. свет - тень, т. е. , т. е. счастье, любовь - все остальное, противоположное этому).
6. В. В. Виноградов (Указ. соч., стр. 93) отметил, что у А. Ахматовой слова вечер, ветер, черный
7. В основу положено разбиение, предложенное Ю. И. Левиным.