Добин Ефим: Поэзия Анны Ахматовой
В преддверии

В преддверии

1

"Коротко о себе".

Так озаглавила Ахматова автобиографическую заметку, предпосланную сборнику "Стихотворения (1909-1960)" 4 Заметка, действительно, очень краткая: две-три страницы. Черта, хорошо знакомая всем знавшим Анну Андреевну: сдержанность, полная достоинства; нелюбовь, даже отвращение к декоруму, к внешним знакам писательского "сана".

Самые важные строки - заключительные:

"Читатель этой книги увидит, что я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных".

Анна Андреевна рассказывала, что мать ее, Инна Эразмовна, в молодости была связана с "Народной волей". Потом стала религиозной, но среди друзей неизменно называла народовольцев: "наш кружок".

Анна Андреевна родилась 11 июня 1889 года. В детстве ее увозили в Крым на летние и осенние месяцы. "Самое сильное впечатление этих лет - древний Херсонес, около которого мы жили". Оно отложилось в стихах ("Стать бы снова приморской девчонкой, туфли на босу ногу надеть, и закладывать косы коронкой, и взволнованным голосом петь"), в поэме "У самого моря", написанной в 1914 году.

Не менее сильные поэтические отзвуки - о Павловске и в особенности о Царском Селе (ныне город Пушкин, где прошли детские и отроческие годы Анны Андреевны. Отец ее, Андрей Антонович Горенко (Ахматова - литературный псевдоним, взят от прабабки-татарки), был в то время отставным инженер-механиком флота.

Училась Анна Андреевна в Царскосельской женской гимназии. По ее словам, "сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно". Последний класс гимназии проходила в Киеве и в 1907 году поступила на Высшие женские курсы. Курс был университетский, преподавали профессора. Но помещались курсы вне стен университета св. Владимира - правительство смотрело косо на высшее женское образование.

Анна Андреевна стала студенткой юридического факультета.

- Почему такой странный выбор? - удивился я.

Ответ был простой. Диктовали материальные соображения: нужно было искать заработка 5. Киев пестрел вывесками нотариальных контор (крупнейший торговый центр, знаменитая в то время ежегодная ярмарка - "Контракты"). Не чувствуя охоты стать учительницей либо гувернанткой, Анна Андреевна рассчитывала найти место секретаря у нотариуса.

Живейший интерес вызвало изучение латыни. Знакомство с древними авторами, с латинской поэзией и прозой, по-видимому, не прошло бесследно. Охотно штудировала молодая "юристка" историю права, римские кодексы.

Первые два курса училась с увлечением. Потом пошли узкопрактические предметы, связанные с судебным делом, и интерес потух.

Переехав в Петербург, Анна Андреевна к юридическим дисциплинам не вернулась, став слушательницей Высших историко-литературных курсов Раева.

Валерия Сергеевна Срезневская так описывает ее в неопубликованных воспоминаниях:

"Характерный рот с резко вырезанной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей. В царскосельской купальне она прекрасно плавала и ныряла, выучившись этому на Черном море, где не раз проводила лето. Она казалась русалкой, случайно заплывшей в темные и недвижные воды царскосельских прудов".

Писать стихи Ахматова начала с 11 лет. "Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина ("На рождение порфирородного отрока") и Некрасова ("Мороз Красный нос"). Эти вещи знала наизусть моя мама", - вспоминала она.

Стихи ее впервые были напечатаны в миролюбовском "Журнале для всех". Ахматова вошла в литературный круг, начала посещать "среды" Вячеслава Иванова, его пресловутую "башню" 6. Литературные "бдения" на башне и все новое окружение сыграли немалую роль в формировании поэтических взглядов Ахматовой.

2

"Башня" являлась одним из центров тогдашнего литературного Петербурга.

Там бывали известные поэты того времени: Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Федор Сологуб. Приходили Корней Чуковский, Алексей Ремизов, Михаил Кузмин, Сергей Городецкий, Нестор Котляревский, артисты, ученые, художники.

С распростертыми объятиями встречали здесь талантливого, но беспринципного В. Розанова, не гнушавшегося сотрудничеством в реакционном "Новом времени". "Мало-помалу среды стали в городе шуметь. Туда приходило все более и более народу... Двинулись ратью и около-литераторы, свившие себе гнездо в пресловутом ресторане "Вена". Известный, хотя и небольшой процент этой, скажем просто, пошловатой публики тоже просочился на среды... В скором времени установился обычай приходить к двенадцати, к часу ночи, и уж во всяком случае не раньше 11 часов. В обычай вошли еще четвертные бутыли простого красного, а также белого вина, и бесчисленное количество маленьких стаканчиков при них, неизменно возвышавшихся с начала вечера на большом кругловатом столе, в самой большой комнате квартиры" 7.

Печать богемы лежала на ивановских "средах". Их отгороженность от передовых общественных течений бросалась в глаза. Все же на "башне" находили первых слушателей новые поэтические произведения.

"Я помню ту ночь, перед самой зарей, когда Блок впервые прочитал "Незнакомку", - кажется, вскоре после того, как она была написана им, - рассказывает Корней Чуковский. - Читал он ее на крыше знаменитой башни Вячеслава Иванова... Из башни был выход на пологую крышу, и в белую петербургскую ночь мы, художники, поэты, артисты, опьяненные стихами и вином - а стихами опьянялись тогда, как вином, - вышли под белесое небо, и Блок... взобрался на большую железную раму, соединявшую провода телефонов, и по нашей неотступной мольбе уже в третий, в четвертый раз прочитал эту бессмертную балладу своим сдержанным, глухим, монотонным, безвольным, трагическим голосом... и вдруг, едва только произнес он последнее слово, из Таврического сада, который был тут же, внизу, какой-то воздушной волной донеслось до нас многоголосое соловьиное пение" 8.

"Башня" стала также местом профессионального изучения стиха, стиховедческого анализа, что было тогда внове. Весной 1910 года молодые поэты-дебютанты П. Потемкин, впоследствии популярный "сатириконец", и А. Н. Толстой, тогда еще не приступавший к прозе, сообща пришли к убеждению, что слабо владеют знанием "анатомии" поэзии, ее структурных законов. Они решили искать помощи у поэтов старшего поколения и обратились к Вячеславу Иванову, Максимилиану Волошину и Иннокентию Анненскому.

По каким-то причинам лекции М. Волошина и Ин. Анненского не состоялись. Вяч. Иванов охотно принял предложение. С мелом в руке, у большой классной доски, он появился на "башне" перед аудиторией, жаждавшей постичь основы стиховедения.

Основалась так называемая "Проакадемия" (весенний курс лекций Вяч. Иванова). "Раскрылись тайны анапестов, пеонов и эпитритов", "парсодов" и "экзодов", - почтительно, но не без доли яда, вспоминает В. Пяст, - "слушатели стремились к знаниям, полезным для творчества. А ученейший лектор уходил в глубь веков, и пища, которой он кормил учеников, была академична и подчас суха" 9.

Впоследствии лекции Вяч. Иванова были перенесены из "башни" в фешенебельное помещение редакции журнала "Аполлон". Начало свою жизнь "Общество ревнителей художественного слова" ("Поэтическая академия"). Кроме Вяч. Иванова, повторившего свой прежний "курс", сделал ряд докладов о стихотворном ритме Андрей Белый.

Прочел наконец цикл лекций и Иннокентий Анненский. Красивый старик в мундире ведомства Народного просвещения (он был директором Царскосельской гимназии) произвел неизгладимое впечатление своим разбором лермонтовского "Выхожу один я на дорогу...".

На первых же осенних собраниях Академии, вспоминал В. Пяст, стала появляться очень стройная, очень юная женщина в темном наряде. Выяснилось, что она пишет стихи. Вяч. Иванов заставил ее однажды выступить в "неофициальной части" программы заседания Академии. У слушателей сразу запечатлелись строчки:

У пруда русалку кликаю,
А русалка умерла.

("Я пришла сюда, бездельница…")

Успех и признание пришли сразу. Но Ахматова "осталась такой же скромной, как "вошла". С течением месяцев и лет голос и движения ее становились только тверже, увереннее - но не теряли изначального своего характера. Так же и темные платья, которые она надевала совсем юной; так же и манера чтения, которая производила оригинальное и хорошее впечатление с самого начала. Под кажущимся однообразием у нее, как и у Блока, скрывалась большая эмоциональная выразительность голоса... но только чрезвычайно сдержанная, вся в оттенках" 10.

Как поэт хозяин "башни" остался в истории русской поэзии примером талантливого стихослагателя. Холодноватого, хоть и претендующего на эмоциональные "дионисийские" взрывы ("Cor ardens" - пылающее сердце - так называлась одна из его книг). В своих стихах он изысканно коллекционировал итальянские, римские, швейцарские мотивы. Строфы пестрели именами поэтов и философов. Тщательно подобранные, они демонстрировали незаурядную эрудицию автора. Эрудицию не показную: Вячеслав Иванов обладал обширными познаниями в гуманитарных науках и был первоклассным знатоком поэзии. Несомненен его вклад в разработку вопросов метрики и просодии стиха.

Вяч. Иванов не хотел ограничиться ролью теоретика и аналитика стиха, не хотел быть "одним из поэтов". Настойчиво стремился он к роли кормчего литературного корабля. Его снедало желание играть первую скрипку. Непременно стоять во главе, в центре, определять своими суждениями литературное общественное мнение.

На собраниях он обычно никому не давал говорить, вспоминала Анна Андреевна. Его настойчивое диктаторство рождало у многих (в том числе и у Александра Блока) двойственное отношение "дружбы-вражды" к хозяину "сред".

В дневнике Александра Блока мы читаем:

"7 ноября 1911 года. В первом часу мы пришли с Любой к Вячеславу [Иванову]. Там уже - собрание большое… Кузмин (читал хорошие стихи)… А. Ахматова (читала стихи, уже волнуя меня; стихи, чем дальше, тем лучше)… Вячеслав Иванов читал замечательную сказку "Солнце в перстне"… Все было красиво, хорошо, гармонично" 11.

В более ранней записи от 17 октября 1911 года совсем иная нота: "Вячеслав Иванов (курсив Блока. - Е. Д.). Если хочешь сохранить его, -окончательно подальше от него... Язвит, колет, шипит, бьет хвостом, заигрывает..." И беспощадный вывод: "Происходит окончательное разложение литературной среды в Петербурге" 12.

25 января 1912 года Блок пишет Андрею Белому: "Атмосфера В. Иванова для меня сейчас немыслима" 13.

16 апреля 1912 года: "Впечатление от статьи В. Иванова 14, несмотря на все ее глубины, - душное и тяжелое" 15.

Водоворот противоречивых оценок фигуры Вячеслава Иванова и в воспоминаниях Андрея Белого.

Лейтмотив: "Да, фигура не спроста! В ней интерферировала простота изощренностью, вкрадчивость безапелляционностью; …неприятный и злой; …добрый, ласковый, нежный; …змеиные губы, с двусмысленной полуулыбкой" 16. Бросалось в глаза вожделение власти, стремление подчинить себе, "пробраться в чужое сознание… подтащить к себе, очаровать, полонить, покорить, сагитировать" 17.

Желание освободиться от тягостной опеки Вяч. Иванова сыграло немалую роль в становлении акмеистической группы. Александр Блок подметил это и записал 17 апреля 1912 года: "Утверждение… что "слово должно значить только то, что оно значит", как утверждение глупо, но понятно психологически как бунт против Вяч. Иванова и даже как желание развязаться с его авторитетом и деспотизмом" 18.

Многих, в особенности молодых, раздражала велеречивость Вяч. Иванова и особенная напыщенная манера, которую он усвоил. Возмущали его двойственность, лицемерие.

- В своем кабинете, расчувствовавшись, хвалит автора до небес, даже слезы льет, - рассказывала Анна Андреевна, - а перед всеми собравшимися критикует придирчиво, даже зло. От похвал ничего не остается.

- С кем это случалось? - спросил я.

- Со многими. Со мной тоже.

Ахматова была поклонницей созревшего в тиши дарования Иннокентия Анненского. На нее произвели тяжелейшее впечатление интриги Вяч. Иванова против него. Секретарь журнала "Аполлон" Сергей Маковский служил безотказным орудием хозяина "башни". Под его прямым влиянием стихи Ин. Анненского были однажды отвергнуты журналом. На старика, страдавшего тяжелой сердечной болезнью, это подействовало губительно.

Не признавал Вяч. Иванов и Осипа Мандельштама (с последним у Анны Андреевны быстро родилось взаимопонимание и все более крепли дружба и доверие).

Так накапливались причины, отталкивавшие Ахматову и ее поэтических сверстников от "башни". Не остались без влияния и упорные толки о кризисе символизма, шедшие из лагеря самих символистов (доклады Александра Блока "О современном состоянии русского символизма" и Андрея Белого "Кризис символизма" в 1910 году). Еще ранее, в "Балаганчике" (1906), Александр Блок осмеял мистиков в "сюртуках и модных платьях". Всем было ясно, в кого он метит. Разгневанный Андрей Белый счел тогда пьесу "кощунственной" и обвинил Блока в измене своему прошлому.

Непрерывно обострялись личные отношения между корифеями русского символизма. Андрей Белый вызывал на дуэль Блока. Поссорившись с Валерием Брюсовым, Андрей Белый и ему послал вызов (все обошлось без кровопролития). Испарилось увлечение Белого Вяч. Ивановым, укрепляется антипатия к "радениям" на "башне". Он жестоко нападает на книгу стихов Вячеслава Иванова с. вызывающим названием "Эрос".

а потом резко с ним порывает. Федора Сологуба недолюбливали (если не сказать - ненавидели) все остальные символисты.

В обстановке распада и разноречий в символистском лагере возникает почва для создания новой поэтической группы. На первых порах "молодым" важно не столько определить собственные пути, сколько отгородиться от опостылевшей "башни", от Академии, уже сказавшей свое слово.

Первое собрание "Цеха поэтов" состоялось на квартире у поэта Сергея Городецкого 20 октября 1911 года. Пригласили и Александра Блока, и он явился на собрание (в первый и последний раз).

В первое время в "Цехе" господствовала атмосфера дружбы и внимательного обсуждения. Установилось, например, правило, воспрещавшее говорить "без придаточных". Это означало, что нельзя было высказывать суждение по поводу прочитанных стихов без обоснованных мотивировок. Членам "Цеха" надлежало прислушиваться к мнению сотоварищей, считаться с их пожеланиями.

Во главе "Цеха" стояли три "синдика", в том числе Сергей Городецкий. Они торжественно открывали и закрывали заседания, вели их деловито, даже строго. Этот суровый стиль сменялся вне заседаний неизменными шутками и экспромтами.

"Огнем нежданных эпиграмм" "Цех" обрушивался на Академию, которую он начал бойкотировать.

Вячеслав Чеслав Иванов
Телом крепкий, как орех,
Академию диванов
Колесом пустил на Цех.

"Цеха" (оно состоялось в царскосельской библиотеке) некоторые участники начали развивать мысль, что нужно отмежеваться от символизма, поднять новое поэтическое знамя. Нужно дать и название новому направлению. Слова: расцвет, цветение - склонялись на всё лады как новый поэтический ориентир. Тут же на заседании начали рыться в словарях и набрели на греческое слово "акмэ" (вершина).

Так родилось слово: акмеизм 19.

Не все члены "Цеха" стали сторонниками акмеизма. Так, например, Мих. Лозинский и В. В. Гиппиус твердо заявили, что рвать с символизмом они не намерены, но в "Цехе" участвовать будут по-прежнему. "Цех поэтов" остался объединением, в котором велась практическая работа: чтение и обсуждение новых произведений. Акмеисты стали его ядром.

Ахматова примкнула к акмеистам. По ее словам, совместные встречи и прения по поводу прочитанных стихов вначале казались ей интересными. Но не прошло и двух лет, как она и Осип Мандельштам стали тяготиться "Цехом". Дошло, до того, что они подали "синдикам" формальное "прошение" о закрытии "Цеха".

На крамольное заявление Сергей Городецкий наложил шутливую, но сердитую резолюцию: "Всех повесить, а Ахматову заточить".

"Цех поэтов" был восстановлен (с Георгием Адамовичем, Георгием Ивановым и др.). К возрожденному "Цеху" Ахматова не примкнула. С акмеизмом ей стало не по пути.

4

Был ли эпизод с прошением о закрытии "Цеха" случайным проявлением каких-то мимолетных настроений? Нет, причины были достаточно серьезны. Поэтические позиции Ахматовой и акмеизма далеко не совпадали с самого начала.

"Синдики" подняли знамя нового поэтического течения, противопоставляя себя символизму. Ему было брошено обвинение, что главные силы свои он направил "в область неведомого".

Да, такова была особенность, которая бросалась в глаза в "правоверном" символизме, внедрявшем мотивы мглистые, неочерченные, колышущиеся. "Древний хаос, как встарь, в душу крался смятеньем неясным" (Андрей Белый). "В глухую ночь неясною толпой сбираются души моей созданья". "Тени какие-то смутно блуждают, звуки невнятные где-то звенят" (К. Бальмонт). "Я все уединенное, неявное люблю" (Зин. Гиппиус). Символизм первого призыва дорожил туманным, пригрезившимся, - донесшимся из неведомых далей.

Непознаваемое почиталось субстанцией, душой, сокровенной сущностью подлинно современной поэзии.

Один из "синдиков" заявил, что, конечно, нужно всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками - таков принцип акмеизма. Это не значит, что он отвергал для себя право изображать душу в те моменты, когда она дрожит, приближаясь к иному; но тогда она должна, мол, только содрогаться.

Ответ более чем двусмысленный. Во всяком случае чрезвычайно нечеткий и неясный. В центральном программном пункте отмежевание от символизма было уклончивым и непоследовательным. Если это бунт, то бунт на коленях. Лирика Ахматовой питалась земными, каждодневными человеческими чувствами. Неведомое "иное", о котором столь многозначительно и благоговейно говорилось в символистских кругах, было для нее пустым звуком. И ее отчуждение от символизма не допускало никаких недомолвок.

Робки были теоретики акмеизма и по отношению к "символу". Они подчеркивали, что высоко ценят символистов за то, что те указывали на значение в искусстве символа, но в то же время не соглашались приносить ему в жертву прочие способы поэтического воздействия. Но ведь символисты никогда не переставали пользоваться этими "прочими способами"!

Остальные утверждения в области стиля ("акмеисты стремятся разбивать оковы метра пропуском слогов") не имели программного значения. И Блок, цитируя эти слова "манифеста", сопровождает их ядовитым примечанием: "…что, впрочем, в России поэты делали уже сто лет" 20. Замечание вполне справедливое.

"новое слово" в поэзии. Действительно, русской поэзии оно никогда не было свойственно.

Речь идет об "адамизме". Таково было второе название группы, придуманное Сергеем Городецким (оно, впрочем, не привилось).

Адамизм - от имени Адама, первого человека на земле (по библии) - означал прославление первобытного, "звериного" начала в человеке.

- И я, и Осип Мандельштам к адамизму относились весьма иронически, - говорила Анна Андреевна. Вскоре ее начали раздражать утверждения вроде: "адамисты" немного лесные звери и во всяком случае не склонны отдать того, что в них есть звериного, в обмен на неврастению.

При самом отрицательном отношении к неврастении, нельзя выжать ни капли сочувствия к эпатирующим возгласам в честь "звериного". Однако это не было случайно вырвавшимся словом. Об этом можно судить по статье Сергея Городецкого "Некоторые течения в современной русской поэзии". Она была помещена в январском номере журнала "Аполлон" за 1913 год и расценена читателями как своего рода акмеистский манифест.

"За этот мир звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время, за нашу планету Землю". Но как расшифровывает их автор?

"Первым этапом выявления этой любви к миру была экзотика. Как бы вновь сотворенные, в поэзию хлынули звери: слоны, жирафы, львы, попугаи с Антильских островов".

Знаменательной объявляется книга М. Зенкевича "Дикая порфира": "Махайродусы и ящеры - доисторическая жизнь земли - пленили его воображение: ожили камни и металлы, во всем он понял скрытое единство живой души, тупого вещества".

"Звериные" возгласы вносили шутовской элемент в декларацию новой группы. Они предоставили обильную пищу для справедливых насмешек. Провозглашенный акмеистами "мужественный, твердый и ясный взгляд на жизнь" обесценивался. Болезненная навыворот нота звучала в этом натужном прославлении "звериного" начала.

"Звериный" аспект акмеизма-адамизма был абсолютно чужд Ахматовой. Неприемлем и даже враждебен. Чужеродным представлялся ей с самого начала термин "адамизм". Так же как и сам Сергей Городецкий с его праславянской экзотикой. Да и все, что пахло той или иной формой экзотики, было бесконечно далеко ей.

Другие акмеисты далеко не всегда, а некоторые и вовсе не придерживались этой позиции. Для Ахматовой внимание к живой народной речи осталось неизменным художественным принципом.

Несмотря на ее молодость, отход от господствовавшего поэтического течения был вполне продуман. Характер "тихой" Ахматовой был и в те годы подобен мягкой ("отпущенной") стали, неподатливой на растяжение и разрыв.

В те времена, когда она вступала в литературу, символизм не только испытал кризис, потрясший его до основания, но и оказался незащищенным от опасного поветрия моды.

Александр Блок, терзаясь и мучаясь, "преодолевая" себя, искал новых дорог 21. А десятки эпигонов "символили" напропалую. Оказалось, что символистскую стилистику, символистскую "позу" можно освоить сравнительно быстро и без чрезвычайных трудностей.

"Литературничанье" - поиски вдохновения не в жизни, а в литературных образах - было Ахматовой органически противопоказано.

Она решительно отвернулась от утвердившегося поэтического канона с. определенно окрашенным кругом образов, мотивов, словосочетаний. Ахматова шла к поэзии "от себя". И читатель сразу оценил ее прозрачную, "неогражденную" искренность. Ее лирический монолог, свободный от привычных красивостей захватывал", как игра Комиссаржевской.

Очень скоро Ахматовой стало тесно в "Цехе поэтов". Недаром Александр Блок в нашумевшей полемической статье против акмеистов ("Без божества, без вдохновенья") бросил проницательные слова: "Настоящим исключением среди них была одна Анна Ахматова; не знаю, считала ли она сама себя "акмеисткой" 22.

Конечно, считала, в свое время. Но чуткий Блок отметил решительную несхожесть, особость поэтического лица Ахматовой.

Значит ли это, что у Ахматовой не было литературного "символа веры"? Нет, символ веры был. В отличие от Брюсова, Белого, Блока, Бальмонта, Городецкого, он был выражен не в статьях и речах, не в декларациях, а в стихотворении, написанном в самом начале ее поэтического пути.

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.


Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
("Смуглый отрок бродил по аллеям…")

  "ограненность" образа.

И точность деталей, с великолепной свежестью воссоздающих "материальность" бытия.

И "скульптурный" лаконизм, противостоящий смятенному, "водоворотному" началу символистской поэзии.

И изобразительный "вес" слова, не расплывшегося в музыкальной волне, не истаявшего в туманных видениях, в зарницах смутных озарений.

И обширные смысловые горизонты, окружавшие слово четкое и емкое.

Кинорежиссер Григорий Козинцев заметил: классическим является то искусство, которое всегда современно. В этом единственно точном смысле стихотворение, написанное совсем еще молодым поэтом, - классично.

Прошедшие полвека не оставили на нем пыли. Сегодня оно звучит столь же ново, как тогда, когда появилось. По-прежнему нас восхищает сочетание безукоризненно отлитого, точного слова с непринужденностью переходов - от усыпающих землю сосновых игл к масштабам столетия. Чуткость поэтического слуха, до которого дошел "еле слышный шелест шагов" поэта. Зоркость видения природы, сохранившей отсвет проходившего мимо гения...

Ранней Ахматовой не было.

Перед читателем появился зрелый поэт со своей темой, интонацией, с твердо избранной позицией. Он художнически спорил с поэтами-современниками. И спор этот оказался чрезвычайно плодотворным для русской поэзии 23.

наследию. Теперь я понимаю, что оно возникло как момент "отрицания" в начальном и решающем периоде творческого самоопределения.

"Каждое определение есть отрицание" (Спиноза). Оно отмежевывает, отграничивает от смежного явления. И таким образом противопоставляет себя ему, "отрицает".

В развитии искусства, в нарождении новых течений, направлений, вкусов "отрицание" всегда играло необычайно важную роль. "Могучая кучка" и Чайковский нам равно дороги и близки. Но они отрицали - и весьма яростно - друг друга. Им такая альтернатива была насущно необходима. Для утверждения своих, именно своих позиций. В нахождении своего, именно своего пути.

Примечания

4 Анна Ахматова. Стихотворения (1909-1960). М., 1961.

"Моя автобиография" (с семьей Ардовых Анна Андреевна была в тесной дружбе, в 40-х и 50-х годах подолгу жила у них в Москве).

Там сказано прямо: "В 1905 году мои родители разошлись. (Бедность)".

6 Вячеслав Иванов жил в семиэтажном доме на углу Тверской и Таврической. Квартира помещалась в верхнем этаже, в круглой башенной надстройке. Слово "башня" имело (во всяком случае на первых порах) реальный, бытовой смысл.

7 В. Пяст. Встречи. М., 1929, стр. 64, 95.

8 Корней Чуковский. Собрание сочинений в шести томах, т. 2. М., 1965, стр. 266-267.

10 Там же, стр. 157.

11 А. Блок. Собрание сочинений в восьми томах, т. 7. М., 1963, стр. 83.

12 Там же, стр. 72.

13 Там же, т. 8, стр. 384.

"Труды и дни", 1912, № 1.

15 А. Блок. Собрание сочинений, т. 8, стр. 387.

16 А. Белый. Начало века. М., 1933, стр. 324.

17 Там же, стр. 325.

18 А. Блок. Собрание сочинений, т. 7, стр. 140.

"акмеизм" будто бы подсознательно продиктовано поэтическим псевдонимом Анны Андреевны.

"Ахматова" - не латинский ли здесь суффикс "ат", "атум", "атус"? - задает В. Пяст глубокомысленный вопрос. - "Ахматус" - это латинское слово, по законам французского языка, превратился бы именно во французское "Акмэ", как латинское amatus - во французское имя Aime, а латинское armatus во французское arine".

С легкой руки В. Пяста это объяснение начало фигурировать во многих. статьях об Ахматовой, напечатанных за рубежом. Анна Андреевна категорически отметала эту версию.

20 А. Блок Собрание сочинений, т. 6. М., 1962, стр. 178.

21 См. превосходные работы В. Н. Орлова: "Александр Блок. Очерк творчества" (М., 1956) и "Три очерка об Александре Блоке" в его книге "Пути и судьбы" (М. -Л., 1963).

23 Еще полвека назад это проницательно подметил Виктор Максимович Жирмунский ("Русская мысль", 1916, № 12).

Раздел сайта: