Долгушев В. Г.: Образ маски в поэзии М. Лермонтова, А. Блока и А. Ахматовой

Русская речь. - 2004. - № 5. - С. 13-16.

Образ маски в поэзии М. Лермонтова, А. Блока и А. Ахматовой

Образ маски - один из ключевых в поэзии М. Ю. Лермонтова. С его помощью выражается то несоответствие между блестящей формой и ничтожным содержанием, которое так поражало поэта в светском обществе.

В стихотворении "Как луч зари,/как розы Леля..." он пишет:

Но свет чего не уничтожит?
Что благородное снесет,
Какую душу не сожмет,
Чье самолюбье не умножит?
И чьих не обольстит очей
Нарядной маскою своей?
(Курсив здесь и далее наш. - В. Д.)

По наблюдениям Ю. М. Лотмана, уже с середины 1830-х годов воображение поэта стал волновать безнаказанно процветающий "приличьем скрашенный порок": "Предметом изображения становится большой свет, который рисуется Лермонтову как маскарад преступников и жертв" (Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 210). В пьесе "Маскарад" гибель невинной чистой личности - Нины Арбениной - воспринимается как закономерность.

В стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен..." возникает характерная для поэта ситуация романтического двоемирия: блеску и суете света, в котором "при диком шепоте затверженных речей мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски", поэт противопоставляет безыскусный и гармоничный мир природы, который окружал его в детстве и куда он устремляется в мечтах.

Используя мотив маски, Лермонтов создает противоречивый образ своей возлюбленной:

Из-под таинственной холодной полумаски
Звучал мне голос твой, отрадный, как мечта.
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.

Женский образ, скрытый под маской, появляется и в цикле стихов А. Блока "Снежная маска". Это таинственная загадочная Незнакомка:


Не поймешь ты, что со мной,
Чей под маской взор туманит
Сумрак вьюги снеговой?

И твои мне светят очи
Наяву или во сне?
Даже в полдне, даже в дне
Разметались космы ночи...
("Смятение")

Контраст между светом и тьмой, между белым и черным воплощается с помощью масок:

В длинной сказке
Тайно кроясь,
Бьет условный час.

В темной маске
Прорезь
Ярких глаз.
("Сквозь винный хрусталь")

Ветер звал и гнал погоню,
Черных масок не догнал...
Были верны наши кони,

("Здесь и там")

Как и символисты, Блок считал, что поэт своим творчеством создает свой прекрасный мир, противостоящий прозаической действительности, в которой есть пошлость, зло и обман.

Я - какие хочешь сказки
Расскажу,
И какие хочешь маски
Приведу.
("В углу дивана")

Иначе трактуется тема маскарада и масок у А. Ахматовой. Словно вдохновившись изысканными работами художников А. Бенуа и К. Сомова, изображавших утонченных маркиз и галантных кавалеров, поэтесса создает свою ироническую стилизацию - стихотворение "Маскарад в парке": "... И томно под маской бледнела от жгучих предчувствий любви <...> И бледный, с букетом азалий, Их смехом встречает Пьеро: "Мой принц! О, не вы ли сломали На шляпе маркизы перо?""

В "Поэме без героя" (1940-1962), вспоминая обстановку своей "тогдашней жизни", Ахматова пишет:

Вы ошиблись: Венеция дожей -
Это рядом... Но маски в прихожей
И плащи, и жезлы, и венцы
Вам сегодня придется оставить.

В авторской ремарке к первой части поэмы "Девятьсот тринадцатый год" читаем: "Новогодний вечер. Фонтанный Дом. К автору, вместо того, кого ждали, приходят тени тринадцатого года под видом ряженых. Белый зеркальный зал. Лирическое отступление - "Гость из Будущего". Маскарад. Поэт. Призрак".

Ряженых много - от Петрушки ("До смешного близка развязка: из-за ширм Петрушкина маска") до самого Владыки Мрака:

Я надеюсь, Владыку Мрака
Вы не смели сюда ввести?..

Маска это, череп, лицо ли -
Выражение злобной боли,

Все происходящее представляется какой-то дьявольской фантасмагорией, рождающей образы обреченного на гибель мира:

Крик петуший нам только снится,
За окошком Нева дымится,
Ночь бездонна - и длится, длится -
Петербургская чертовня...
В черном небе звезды не видно,
Гибель где-то здесь, очевидно,
Но беспечна, пряна, бесстыдна
Маскарадная болтовня...

Смерть героя ("драгунского Пьеро") воспринимается как некое очищение, избавление от зла и порочности окружающего:

А за ней в шинели и в каске
Ты, вошедший сюда без маски,
Ты, Иванушка древней сказки,
Что тебя сегодня томит?
Сколько горечи в каждом слове,
Сколько мрака в твоей любови,
И зачем эта струйка крови
Бередит лепесток ланит?

Лишь этот персонаж, являющийся без маски, олицетворяет искреннее чувство. Его появление на маскараде становится торжеством любви над смертью.

своим народом перенести все испытания рока. Она имела право сказать о себе:

Что мне поступь Железной Маски!
Я сама пожелезней тех!

Анна Ахматова, обращаясь к образу маски, сохранила и развила, в соответствии с духом времени и своей поэзии, то гражданственное, обличительно-пророческое звучание, которым наделил этот образ Лермонтов.
Киров
 

Раздел сайта: