Крючков В.П.: Русская поэзия XX века
Модернистские течения в поэзии серебряного века

Модернистские течения в поэзии серебряного века

Конец XIX–начало XX века – это бурный период в истории России, когда радикально обновлялись все стороны жизни общества: экономика, политика, наука, техника и технология, культура, искусство. В сфере литературы и искусства на смену классической эпохе – получившему всемирную славу русскому реализму – приходила эпоха эстетического многообразия. Русская реалистическая литература достигла вершины и, казалось, предела в своем развитии. Последнему титану русской литературы XIX века А. П. Чехову М. Горький писал: "Знаете, что вы делаете? Убиваете реализм... Дальше вас никто не может идти по сей стезе, никто не может писать так просто о таких простых вещах, как Вы это умеете". Превзойти Достоевского, Толстого, Чехова было невозможно, надо было искать, создавать что-то новое. Была осознана потребность в обновлении языка искусства, языка литературы.

Особенно динамично в это время развивалась поэзия, получившая название поэзии серебряного века. Расцвет поэтических жанров (в сравнении с прозой) объясним: в обществе сформировалось ощущение завершенности, исчерпанности традиционного уклада жизни, существующего миропорядка; общество жило ожиданиями предстоящих грандиозных перемен, и эти еще неясные предчувствия, предощущения и отразились в поэзии на уровне лирических переживаний, пророчеств, мечтаний, заклинаний...

Выдающийся русский философ Николай Бердяев об этом времени писал: "В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни".

Устойчивая историко-культурная метафора "серебряный век" возникла в кругах русских писателей-эмигрантов, считавших себя наследниками богатейшей культуры рубежа XIX–XX веков и называвших эту эпоху также "русским культурным ренессансом".

крестьянских (Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков, Александр Ширяевец, Петр Орешин), и произведения поэтов, представляющих модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм, с которыми связаны главные достижения поэзии серебряного века, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению (Иван Бунин, Владислав Ходасевич, Михаил Кузмин, Марина Цветаева).

Раздел сайта: