Мок-Бикер Элиан: "Коломбина десятых годов..."
Нина Попова. Несколько слов об авторе этой книги

Нина Попова

Несколько слов об авторе этой книги

Мы познакомились с Элиан Мок-Бикер в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме на второй или третий день после его открытия. Тогда в России проходила первая ахматовская конференция, где было много ученых из Европы и Америки, тех, что занимались творчеством Ахматовой последние десятилетия, когда у нас все было полулегально и не разрешено. Об Элиан было известно, что она из тех немногих иностранных исследователей, которые были знакомы с Анной Андреевной. Новый музей она приняла как друг - доброжелательно и серьезно. Тогда я впервые узнала у нее, как она пришла к своим занятиям русским "серебряным веком".

Вce началось с того, что в 1945-м году молоденькая переводчица оказалась в Москве в составе французской военной миссии по репатриации военнопленных. Днем - перевод, подписание документов, а свободные вечера - в Ленинке, где можно было получить все издания Александра Блока и книги о его творчестве: тогда у Элиан было намерение писать диссертацию о Блоке. Но цепь случайностей привела ее от А. Блока к М. Кузмину, затем к Анне Ахматовой, в ее ранних стихах впервые встретилось имя Ольги Глебовой-Судейкиной. Позже выяснилось, что всю вторую половину жизни Ольга Афанасьевна провела в Париже, что в Париже еще живы люди, помнившие ее. Элиан ощутила себя первооткрывателем этой жизни, в ее руках оказались документы, нити судьбы русской актрисы, художницы, подруги Ахматовой.

что помнили Ольгу или были знакомы с ней. Это были и русские эмигранты, и писатели, и художники, те, кто знали Ольгу еще по Петербургу, и французские друзья, которых она обрела в последние годы. Однажды Элиан узнала ее адрес: площадь Доктора Мишо. Там, на восьмом этаже, была комната Судейкиной. "Это было совсем неподалеку от меня, - вспоминала Элиан, - и я решила найти этот дом. Дверь открыла консьержка, старая седая женщина. И я спросила, не помнит ли она - незадолго до конца войны здесь жила одна художница, русская... - А-а! Дама с птицами! - ответила консьержка"... Так родилось название одной из глав этой книги - "La Dame аuх oiseaux".

В 1971 году и Сорбонне Элиан Мок-Бикер защитила диссертацию "Ольга Глебова-Судейкина. Подруга и вдохновительница поэтов". Книга, написанная несколько лет спустя, названа строкой из "Поэмы без героя" - "Коломбина десятых годов...". Это попытка жизнеописания, роман и исследование одновременно, в котором нельзя не отметить абсолютную преданность автора своей героине. "Г-жа Элиан Мок-Бикер исповедует трогательную любовь к "серебряному веку", - писала парижская "Русская мысль" в отклике на диссертацию Элиан. "Исповедует любовь" - очень точное определение позиции автора. Ее исследовательский интерес определяется любовью. А любовь в свою очередь определила миссию, которую взяла на себя и с успехом выполнила Э. Мок-Бикер - вернуть русской культуре, "серебряному веку" имя одной из героинь. И она делала это в те времена, когда здесь, в России, на родине Ольги Глебовой-Судейкиной, все шло к тому, чтобы поросла быльем вся культура начала XX века, как будто ее и не было вовсе. В один из своих приездов Элиан Мок-Бикер передала Музею Анны Ахматовой в Фонтанном Доме работы Ольги Глебовой-Судейкиной, те, что получила когда-то в Париже от ее друзей: куклы, чашку с блюдцем, расписанные Ольгой Афанасьевной, и последнюю - оставшуюся незаконченной - вышивку Богородицы...

Когда осенью 1991 года в Музее открылась выставка, посвященная О. Глебовой-Судейкиной, где выстроился целый мир портретов, документов, рисунков, собственных ее работ, было ощущение завершенного Замысла. В Петербург - во многом благодаря усилиям и преданности Элиан Мок-Бикер - вернулась, возвращалась Ольга Афанасьевна Глебова-Судейкина...

В книгу, которую мы предлагаем вашему вниманию, вошли материалы, дополняющие исследование Э. Мок-Бикер, среди них - стихотворные переводы О. А. Глебовой-Судейкиной из французской поэзии и описание материалов петербургской выставки 1991 года "О. Глебова-Судейкина. Образ и судьба".

НИНА ПОПОВА,

Раздел сайта: