Мок-Бикер Элиан: "Коломбина десятых годов..."
Серебряный век

Серебряный век

Ольга Афанасьевна Глебова-Судейкина, жена художника Сергея Судейкина 1, была разнообразно одарена: актриса, танцовщица, музыкант, художник, скульптор... Подруга и муза поэтов - своих современников, она родилась в Санкт-Петербурге в 1885 году.

Городом, где она провела первую половину своей жизни, был Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург с его поэтической традицией, воспетый русскими поэтами и художниками, - город, где бродят тени Петра Великого, Пушкина, Гоголя, Достоевского, - с его каналами, фонтанами, парками и дворцами, его светлыми летними ночами ночами и зимними вьюгами.

Санкт-Петербург - фон, на котором сменяются декорации жизни нашей героини.

Петроград - имя, принесенное войной, град обреченный, где свершилась революция.

Ленинград - город-мученик, сохранивший свою душу в дни апокалиптической осады 1941 - 1944 годов.

Эпоху, в которую жила Ольга Глебова-Судейкина, принято называть "серебряным веком" русской поэзии. Это название родилось по аналогии с "золотым веком", начало которого обычно ассоциируется с именами Жуковского и Батюшкова, и, конечно же, Пушкина. Последние великие поэты "злотого века" - Тютчев, Алексей Толстой и Фет. После них в поэзии наступает затишье, ожидание, которое длится около тридцати лет, однако эта переходная эпоха дает России великую прозу.

"Серебряный век" - период напряженной артистической жизни, брожения умов, цветения талантов.

Новая публика восторженно принимает поэзию, искусство, театр, философию и религию. В среде интеллигенции образуется особый слой - независимая интеллектуальная элита. Ритм жизни совпадает с ритмом искусства.

Это время называют "русским Ренессансом XX века". Оно напоминает итальянский Ренессанс. Никогда еще в РОССИИ не было столь сильного интереса к античности, Древнему Востоку, средневековью, к старинным и современным произведениям западного искусства, а также и к национальной культуре, получающей новое осмысление. Русская эрудиция равна европейской. Художники также стремятся подняться к вершинам культуры и не ограничивают себя какой-либо одной ее областью: например, Иннокентий Анненский - одновременно литературный критик и поэт, Валерий Брюсов и Андрей Белый - поэты и прозаики, Вячеслав Иванов - философ, поэт, эллинист, теоретик и историк искусства, Михаил Кузмин - музыкант, новеллист и поэт.

Этот период характеризуется особой атмосферой, охватывающей все виды искусства: рождается своего рода синкретизм. Художественное творчество переплетается с личной жизнью. Повседневные события жизни художника зачастую оцениваются как литературные. Приметами эпохи становятся снобизм идей и вкусов, жажда свободы и распущенность нравов. В моду входит свободная любовь и гомосексуализм, нередки самоубийства. Все это подтверждает понятие "декадентство" - так иногда называют умонастроения молодежи начала нашего века.

В эту эпоху рождаются новые литературные поэтические, артистические группы, которые ищут новые средства выражения, создают свои школы. Они не отделены друг от друга непроницаемой стеной - напротив, понятие "школы", "группы" порою зыбко.

Санкт-Петербург и Москва соперничают между собой по остроте ученых споров, уровню интеллектуальной и художественной жизни, по количеству выставок, концертов, театральных и хореографических представлений.

Пионеры символизма, так называемые "старшие" символисты - это, в Москве: Константин Бальмонт, Валерий Брюсов: в Санкт-Петербурге: Дмитрий Мережковский и его жена Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб. Их отличает экстравагантность, "западничество", ориентация на французский символизм и ницшеанство, очень сильно на них повлиявшие.

Александр Блок, Андрей Белый и Вячеслав Иванов, так называемые "младшие" символисты (ибо они пришли в поэзию позже), стремятся слить поэзию с философией и этикой. Не отвергая Ницше, в особенности его концепций о духе музыки, они признают своим учителем Владимира Соловьева.

Мало-помалу символизм вырастает в нечто большее, чем течение, и даже большее, чем школа. Символизм - это, скорее, "климат", образ мысли, почти религия.

В какой-то мере символисты продолжают традицию поэтов "чистого искусства". Но если девизом последних было "искусство для искусства", противопоставленное "искусству для жизни" Некрасова, Добролюбова и других, то девиз символистов мог бы звучать так: "жизнь для искусства". Отсюда - камерность, поиск единого стиля во всех сферах жизни. Стиль, который условно будет назван "модерн", составляет целую эпоху в истории русской культуры.

Быть может, все в жизни лишь средство

- писал Брюсов 2. Таким "средством" для модернистов могла быть и природа, и религия, и политика.

В 1910 году символизм начинает отступать перед другими течениями, и в частности - перед акмеизмом. Это название происходит от греческого аkmе - вершина, совершенство. В группу, или, точнее, в цех акмеистов входили: Николай Гумилев, провозгласивший себя его основателем и главой, его жена - Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий и еще несколько человек. Они все - друзья, их связывают общие интересы - при том, что их теоретические воззрения могут различаться.

Акмеисты восстают против некоторых крайностей символизма и даже стараются предохранить своих "литературных отцов" от кризиса, "переворота" в поэтическом смысле слова. Революция и впрямь назревает - например, в творчестве Андрея Белого - перед тем, как сполна заявить о себе у футуристов. "1910 год - кризис символизма, - пишет Александр Блок в предисловии к поэме "Возмездие". - В этом году явственно дали о себе знать направления, которые встали во враждебную позицию к символизму и друг к другу: акмеизм, эгофутуризм и первые начатки футуризма".

Несмотря на принадлежность к предыдущему поэтическому поколению, Михаил Кузмин ("последний символист", как его называли) уже в 1910 году, в статье "О прекрасной ясности" 3 предвосхищает программу акмеистов: стремление к строгости и уравновешенности влечет за собой возврат русской поэзии к пушкинским истокам. Сама атмосфера Петербурга, с его ампирной архитектурой, способствует развитию неоклассицизма.

В поэзии утверждается интимизм. Это не литературная школа, а некая тенденция, нюанс, который обнаруживается в большей или меньшей степени, в особенности между 1907 и 1917 годами, у многих поэтов, принадлежащих к разным школам. Ему отдали дань Валерий Брюсов, Александр Блок и в особенности Михаил Кузмин; краткую славу на этом пути завоевал своими стихами Виктор Гофман 4, с интимистских стихотворений начинал свой долгий путь в литературе Илья Эренбург, под прямым влиянием Франснса Жамма 5. Полного триумфа достигли Игорь Северянин и Александр Вертинский: один - благодаря своим "поэзам", другой - своим знаменитым романсам 6. Поэзия юного Всеволода Князева, чья трагическая участь, как мы увидим, связана с судьбой Ольги Судейкиной 7, тяготеет также к интимизму. В том же контексте необходимо упомянуть Надежду Львову, Марию Моравскую 8, и, конечно, ранних Марину Цветаеву и Анну Ахматову.

*

В те годы приверженцы разных литературных и художественных школ объединяются вокруг их основателей. Кружки и салоны становятся блистательными очагами культуры.

Петербургские поэты и философы посещают дом Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского, где царят идеи Владимира Соловьева. По воскресеньям принимает Федор Сологуб. С вечера в среду и до следующего утра собираются у Вячеслава Иванова в его знаменитой "Башне", венчающей здание возле Таврического сада.

Кипит жизнь и ночами: это - славное время для погребков и кабаре. Там выступают модные артисты, зачастую в импровизированных спектаклях.

Почти весь артистический в литературный Петербург между 1911 и 1915 годами побывал в кабаре "Бродячая собака", названном так, по словам актера А. Мгеброва 9"благородных бродяг и бездомников на разнообразных путях творческих исканий".

Основатель кабаре Борис Пронин 10 11 в черных, красных и золотых тонах. На стенах были росписи. Старинная мебель, парча соседствовали с самой простой деревянной обстановкой.

В "Бродячей собаке" бывали Мандельштам. Маяковский, читала свои стихи Анна Ахматова! Публика "Собаки" слушала стихи Блока, Гумилева, Хлебникова. Кузмин напевал свои романсы, аккомпанируя себе на фортепиано. Оперные арии перемежались цыганской музыкой; лекции, философские диспуты и собрания - менее серьезными вечерами, на которых вино текло рекой и дамы появлялись в легких одеждах.

Кабаре посещали и знаменитые иностранцы, в их честь устраивались "недели" - как, к примеру, "Неделя Маринетти" или "Неделя Поля Фора" 12 - и тогда "Бродячая собака" была открыта днем и ночью. Среди получивших приглашение посетить кабаре были Эмиль Верхарн, Рихард Штраус и Айседора Дункан 13.

"Бродячей собаки" стал "Привал комедиантов", декорированный Сергеем Судейкиным, воссоздавшим там свои фантастический мир красок и форм. Новое кабаре действовало в годы войны и в первые месяцы революции.

Имя Ольги Глебовой-Судейкиной не сходило с афиш и программок: она постоянно участвовала в представлениях "Бродячей собаки", позже - "Припала комедиантов", где ее неизменно окружали друзья и поклонники, выступала на сценах государственных театров и в частных спектаклях. Бывала она и в светских кружках и салонах.

Обладательница многих талантов, подруга и мула поэтов, Ольга Глебова-Судейкина - плоть от плоти "серебряного века". Ее блистательный образ особо выделяется на романтическом фоне Санкт-Петербурга десятых годов.

"Нарядная, обаятельно женственная, всегда окруженная роем поклонников, она была живым воплощением своей отчаянной и пряной эпохи", - вспоминал Корней Чуковский полвека спустя 14.

Примечания

2. Из стихотворения "Поэту" (1907).

3. Статья М. Кузмина была напечатана в журнале "Аполлон" (1910. № 4). Провозгласив программу ясности поэтического стиля, сам Кузмин не соотносил ее с акмеизмом, о котором в дальнейшем критически отзывался как о поэтической школе.

4. Виктор Гофман (1884-1911) - автор поэтических сборников "Книга вступлений" (1904) и "Искус" (1910).

5. И. Г. Эренбург (1891-1967) начинал свою литературную деятельность в Париже, где вышли его поэтические сборники "Я живу" (1911). "Будни" (1913), "Детское" (1914). Франсис Жамм (1868-1938) - французский поэт, о котором Эренбург писал в своих воспоминаниях: "Я прочитал книгу поэта Франсиса Жамма; он писал о деревенской жизни, о маленьких пиренейских осликах, о теплоте человеческого тела. Его католицизм был свободен и от аскетизма, и от ханжества: он хотел, например, войти в рай вместе с ослами. Я... начал ему подражать: пантеизм показался мне выходом" (Эренбург И. Собр. соч.: В 9-ти т. М., 1966. Т. 8. С. 78).

"Громокипящий кубок" (1913), выдержавшего семь изданий. Александр Николаевич Вертинский (1889-1957) впервые выступил как автор и исполнитель своих стихов в 1915 году, избрав сценический образ Пьеро.

7. См. главу "Ольга Глебова-Судейкина и русские поэты".

8. Сборник стихов Надежды Григорьевны Львовой (1891-1913) "Старая сказка" вызвал рецензию Ахматовой, опубликованную в журнале "Русская мысль" (1914. № 1). Мария Людвиговна Моравская (1889-1947) - автор поэтических сборников "На пристани" (1914). "Стихи о воине" (1914), "Золушка думает" (1915), "Прекрасная Польша" (1915).

9. Актер и режиссер Александр Авельевич Мгебров (1884-1966) играл в 1907 году в МХТ, в 1908-1909-м в театре В. Ф. Комиссаржевской, в 1910-1912 годах в Старинном театре И. Евреинова. Автор воспоминаний "Жизнь в театре".

10. Борис Константинович Пронин (1875-1946) - актер и режиссер, работал в театре В. Ф. Комиссаржевской, в Интимном театре в Москве. Помогал Вс. Мейерхольду в создании кабаре "Лукоморье" (1908-1909) и Дома интермедий (1910). В основе его театральных замыслов была идея театра-кабаре. Подробно об истории кабаре "Бродячая собака" см.: Парнис А. Е., Тименчик Р. Д. Программы "Бродячей собаки" // Памятники культуры: Новые открытия. 1983. Л., 1985.

"Балаганчик" (1906), "Шарф Коломбины" (1910). Николай Иванович Кульбин (1866-1917) - военный врач, художник, теоретик искусства, устроитель футуристических выставок.

12. Филиппе Томмазо Маринетти (1876-1944) - поэт, родоначальник итальянского футуризма. Выступал с публичными лекциями о футуризме в разных странах Европы. "Неделя Маринетти" прошла в "Бродячей собаке" в феврале 1914 года. Поль Фор (1872-1960) - французский поэт-символист. Его вечера проходили в "Бродячей собаке" в марте 1914 года. На одном из них Глобова-Судейкина читала его стихи в переводе К. Бальмонта.

"Бродячая собака" не сохранилось. Р. Штраус (1864-1949) приезжал на гастроли в Россию в 1896 году. В "Бродячей собаке" часто исполнялись его произведения. Айседора Дункан (1878-1927) выступала в кабаре "Привал комедиантов" (1916-1919).

14. Чуковский Корней. Читая Ахматову // Москва. 1964. № 5. С. 202. В "Дневнике" К. И. Чуковского (М., 1991) сохранились записи об Ахматовой и ее окружении 1920-х годов, в том числе и о Глебовой-Судейкиной.

Раздел сайта: