• Наши партнеры
    -
  • Служевская Ирина: Китежанка. Поэзия Ахматовой - тридцатые годы.
    Страница 2

    Страница: 1 2 3 4 5
    Примечания

    Цель этих свидетельств - подтвердить ахматовскую верность максиме, заявленной в стихотворении 1917 года, как оказалось, раз и навсегда. "В Вашей жизни есть крепость, как будто она высечена в камне и одним приемом очень опытной руки", - писал Ахматовой Н. Н. Пунин37. Но в стихотворении речь идет не только об одной судьбе: по законам лирики, частное расширяется до непредсказуемых размеров. Ахматова устанавливает баланс между гигантскими историческими величинами, с одной стороны, - и драмой нравственного выбора, с другой. Всему кругу падающих и восходящих миров, эпох, церквей, славы и бесславия, царей и пророков, в стихотворении равновелик один голос - голос соблазна. Соблазна эмиграции. Отрицание ее совершается на метафизическом уровне: в перспективе испытаний, угрожающих самому существованию отечества.

    Слова "Мне голос был..." продолжают библейскую стилистику. Именно так: "И был к нему голос..." - говорит Библия о явлении Бога:

    "Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? ... И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою..." (3 Цар 19, 13-15).

    "Голос" ахматовского стихотворения исходит, разумеется, не от Бога : ссылка на Библию маркирует не фигуру говорящего, но объем, уровень обзора. Органная библейская лексика создает единство перспективы, согласно которой в средоточии исторического момента оказывается эмиграция, решение покинуть Россию или остаться с ней. Тяжелые, несмываемые краски крови, стыда, поражения темнят образ России; но грехи ее обостряют не ненависть, а любовь. Блок ("Грешить бесстыдно, непробудно...") говорил о том же, однако Россия Блока была другой, и грехи ее были другими.

    Сосредоточимся на последней строфе. Ее невероятность - в ответе, которого нет:

    Но равнодушно и спокойно
    Руками я замкнула слух,
    Чтоб этой речью недостойной
    Не осквернился скорбный дух.

    С чуткостью подлинного поэта Мандельштам еще в 1916 году писал об Ахматовой:

    "... Между тем для Ахматовой настала иная пора. В последних стихах Ахматовой произошел перелом к гиератической важности, религиозной простоте и торжественности: я бы сказал, после женщины настал черед жены. Помните: "смиренная, одетая убого, но видом величавая жена". Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России"38.

    Этот "голос отречения" и диктует Ахматовой последнюю строфу, где оценки расставлены с окончательной резкостью. Когда эмиграция отвергается , то и речь о ней не достойна ответа. Вместо него в стихотворении возникает жест, превращающий героиню в статую, полную того "великолепного презренья", которым Ахматова много позже наградит своего героя, Булгакова. Не мелькнула ли здесь и другая ее будущая героиня, которой тоже предстоит окаменеть ("и сделалось тело прозрачною солью")? Не знаю. Но даль собственной судьбы увидена здесь до конца - до того, за четыре года до смерти написанного четверостишия, ставшего эпиграфом к "Реквиему".

    * * *

    Когда в конце 1917 года Ахматова назвала свою песню "нищенкой голодной", она, возможно, не предполагала, как скоро ее слова окажутся вещими. С 1917 по 1922 годы стихи Ахматовой описывают:

    - расстрел офицера на Малаховом кургане (прообразом героя был брат Ахматовой Виктор. Весть о его казни не подтвердилась, он умер в Америке в 70-е годы);

    - повальную смерть ("А здесь уж белая дома крестами метит// И кличет воронов, и вороны летят");

    - обреченный город, где "В кругу кровавом день и ночь// Долит жестокая истома... ("Петроград, 1919");

    - казнь друга как новую страницу кровавой истории отечества ("Не бывать тебе в живых...");

    - страх ожидания "ночных гостей" из застенка ("Страх, во тьме перебирая вещи...);

    "Заплаканная осень, как вдова..." и еще несколько стихотворений, из которых складывается надгробный цикл памяти погибшего);

    - уничтожение православной церкви ("Причитание").

    Предпочитая родину - изгнанию, Ахматова знала, от чего отказывается и где остается:

    Не с теми я, кто бросил землю
    На растерзание врагам.
    Их грубой лести я не внемлю,
    Им песен я своих не дам.

    Но вечно жалок мне изгнанник,
    Как заключенный, как больной,
    Темна твоя дорога, странник,
    Полынью пахнет хлеб чужой

    А здесь, в глухом чаду пожара
    Остаток юности губя,
    Мы ни единого удара
    Не отклонили от себя.

    И знаем, что в оценке поздней
    Оправдан будет каждый час...
    Но в мире нет людей бесслезней,
    Надменнее и проще нас. (1922)
    (I, 389)

    "памятна до боли"), означают ту высоту чувства, которую на языке двадцать первого века описать нелегко. Начало Первой мировой войны Ахматова пережила именно там, в Слепневе. Именно там написан цикл "Июль 1914", где Богородица сначала укрывает землю, расстилая над ней "белый плат", а потом сливается с ней, так что страдающее тело земли становится плотью Божьей Матери: "Ранят тело твое пресвятое, // Мечут жребий о ризах твоих". Такая связь жизнью не разрывается. Чему доказательством - "Лотова жена" (1924):

    И праведник шел за посланником Бога,
    Огромный и светлый, по черной горе,
    Но громко жене говорила тревога:
    Не поздно, ты можешь еще посмотреть
    На красные башни родного Содома,
    На площадь, где пела, на двор, где пряла,
    На окна пустые высокого дома,
    Где милому мужу детей родила.
    Взглянула - и, скованы смертною болью,
    Глаза ее больше смотреть не могли;
    И сделалось тело прозрачною солью,
    И быстрые ноги к земле приросли.

    Кто женщину эту оплакивать будет?
    Не меньшей ли мнится она из утрат?
    Лишь сердце мое никогда не забудет
    Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
    (I, 402)

    Помедлим над этой музыкой, возможной лишь у ранней Ахматовой, не пережившей еще десятилетия "страха, скуки, пустоты, смертного одиночества" (1925-1936). Только поэт, наделенный такой песенной силой, способен на создание фрески, обогащающей саму Библию. Ахматовская живопись поддерживается резкими и сильными цветовыми колоннами: черная гора, огромная и светлая фигура Лота, красные башни Содома и, наконец, прозрачная соль, поглотившая тело Лотовой жены. Заметим, что этот столп, этот гигантский кристалл может быть увиден только как воплощение света, если не источник его. Так, не отступая от Книги Бытия, творится ее новая версия. Жест, ставший символом, поступок, ставший судьбой: ни одно из этих определений не чрезмерно.

    Музыка стиха, как всегда, возникает из повторов:

    "И" в начале периода (у Ахматовой: "И праведник шел за посланником Бога....". В Книге Бытия: "И пришли те два Ангела в Содом вечером..." (Быт. 19, 1), "И вышел Лот...." (Быт. 19, 14), "И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба" (Быт. 19, 24).

    Простых конструкций: "на площадь, где пела, на двор, где пряла".

    Определений: все определения текста одинаковы - они нацелены на главный и неиндивидуальный признак описываемого ("смертная боль, прозрачная соль, быстрые ноги"). Легендарная, мифическая сглаженность лирических персонажей, лишенных индивидуальной резкости и угловатости, создается именно этими уникальными, точно подобранными эпитетами. Все они одиночны, все отмечены какой-то очевидной обобщенностью. Это третий ритмообразующий повтор.

    Но нам пора назад, к нашей пред-дантовской, эмиграционной волне. Вспомним о двух других стихотворениях, договаривающих, почему Ахматова не смогла уехать из России. Одно из них нам уже хорошо знакомо:

    Но с любопытством иностранки,
    Плененной каждой новизной,
    Глядела я, как мчатся санки,
    И слушала язык родной.

    И дикой свежестью и силой
    Мне счастье веяло в лицо,
    Как будто друг от века милый
    Всходил со мною на крыльцо.

    Это двадцать девятый год. Глядя из него, прочтем не менее известное стихотворение 1919 года:

    Все расхищено, предано, продано,
    Черной смерти мелькало крыло,
    Все голодной тоскою изглодано,
    Отчего же нам стало светло?

    Растерзанная, преданная и проданная, Россия страшна. Но в ней царит свет. В стихах двадцать девятого года сияние идет от снега и речи. В стихах девятнадцатого счастье, немыслимое в разоренной стране, диктуется тем же началом. Ахматова продолжает:

    Днем дыханьями веет вишневыми
    Небывалый под городом лес,

    Глубь прозрачных июльских небес.

    И так близко подходит чудесное
    К развалившимся, грязным домам...
    Никому, никому не известное,
    Но от века желанное нам.

    Этот фрагмент обычно трактуется в духе "торжества непобедимой жизни", что справедливо, но недостаточно. "От века желанное нам" спустя десятилетие почти дословно повторяется - "как будто друг от века милый всходил со мною на крыльцо"Дублируется не слово, но образ родной славянской вечности, куда мгновенно переносит нас былинное "всходил". Чудо, подошедшее к развалившимся, грязным домам, - это праздник преображения, праздник света, который "во тьме светит". Этот свет и есть родина: дом, а не долг. Так заканчивается первая часть предыстории стихотворения "Данте": двадцатые годы.

    * * *

    Стройному отрицанию эмиграции предстояло сломаться в тридцатые годы. Если у стихотворения о запахе крови еще есть источник ("Любит, любит кровушку русская земля", 1921), то у другого стихотворения аналогов в ранней поэзии Ахматовой нет:

    Уводили тебя на рассвете,
    За тобой, как на выносе, шла,
    В темной горнице плакали дети,
    У божницы свеча оплыла.
    На губах твоих холод иконки,
    Смертный пот на челе… Не забыть!
    Буду я, как стрелецкие женки,
    Под кремлевскими башнями выть. (1935)
    (I, 424)

    Почему Ахматова приходит к "Реквиему"? Ответ на этот вопрос находим в ее очерке о Мандельштаме: "Я очень запомнила один из тогдашних разговоров о поэзии. О. Э., который очень болезненно переносил то, что сейчас называют культом личности, сказал: "Стихи сейчас должны быть гражданскими" - и прочел "Под собой мы не чуем...". …Много позже он утверждал, что стихи пишутся только как результат сильных потрясений, как радостных, так и трагических…

    Когда я прочитала Осипу мое стихотворение: "Уводили тебя на рассвете" (1935), он сказал: "Благодарю вас". Стихи эти в "Реквиеме" и относятся к аресту Н. Н. П. в 1935 году" (V, 41-42).

    "Очень русская", - характеризовали Ахматову приставленные к ней стукачи39. Острое чувство национального у нее заставляет вспомнить хрестоматийный вопрос: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала... - этот дух?"40 Прощание с арестованным на пороге сталинской коммуналки вписано в этот самый "неподражаемый", "неизучаемый", древний уклад быта и языка: "Божница; горница; смертный пот на челе; за тобой, как на выносе шла". И самое пронзительное: "На губах твоих - холод иконки". Это благословление образом, за примером которого обратимся к тому же Толстому. Сцена прощания княжны Марьи и князя Андрея перед уходом его на войну: "Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах... - Она все еще не доставала того, что держала, из ридикюля.

    - Конечно, в чем дело?

    - André, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь?

    - Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет... Чтобы тебе сделать удовольствие... - сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. - Очень рад, право очень рад, мой друг, - прибавил он.

    - Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, - сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы.

    Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.

    - Пожалуйста, André, для меня...

    Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок"41.

    Острое языковое чутье позволяет Ахматовой сочетать вечно русское с самой болезненной злободневностью. Так первая строка ("Уводили тебя на рассвете") прямо указывает на время террора: о репрессиях только так и говорили, не называя субъекта действия. Речь, отражающая действие внеличной силы; речь, сформированная страхом, тем "диким страхом", который, как говорила Ахматова Чуковской, мучил ее все годы до смерти Сталина. Страх диктует это особое неполногласие, эту синтаксическую незавершенность фраз, лишенных то субъекта, то предиката. Не говор, а шепот; слова, выталкиваемые сдавленным горлом. Крик, на который срывается этот голос в конце, - вариация будущего горького избранничества:

    И если зажмут мой измученный рот,
    Которым кричит стомильонный народ.

    Здесь голосом Ахматовой кричит сталинская Россия, как в стихах 1935 года - Россия петровская. В обоих случаях слияние с народом происходит на таком уровне исторической обреченности, что возникающее полотно на наших глазах превращается в икону. Как "суриковское" стихотворение 1937 года, позволяющее понять, что "стрелецкие женки" не случайность, что дар национального у Ахматовой заключается именно в преодолении исторических границ. (Первая строфа этого стихотворения была утеряна и заменяется точками.)

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Я знаю, с места не сдвинуться
    От тяжести Виевых век.
    О, если бы вдруг откинуться
    В какой-то семнадцатый век.

    С душистою веткой березовой
    Под Троицу в церкви стоять,
    С боярынею Морозовой

    А после на дровнях в сумерки
    В навозном снегу тонуть...
    Какой сумасшедший Суриков
    Мой последний напишет путь?

    * * *

    Прямо к стихам о Данте вело еще одно стихотворение 1935 года:

    Зачем вы отравили воду
    И с грязью мой смешали хлеб?
    Зачем последнюю свободу

    За то, что я не издевалась
    Над горькой гибелью друзей?
    За то, что я верна осталась
    Печальной родине моей?

    Поэту на земле не быть.
    Нам покаянные рубахи,
    Нам со свечой идти и выть.
    (I, 425)

    он говорил, что поэта губит отсутствие воздуха. Ахматовский текст - "лермонтовская" инвектива режиму, в которой судьба поэта предстает в виде нескольких архетипов, прочерченных с усталой неизбежностью: палач, плаха, вой.

    Свеча и покаянная рубаха - атрибуты обряда, восходящего не столько к церковным, сколько к средневековым юридическим уложениям. В "Уголовном праве" М. И. Таганцева (которое Ахматова могла читать, когда она год училась на киевских Высших женских курсах) о процедуре этого обряда сказано: "Публичное покаяние в вине, отречение от своих заблуждений было весьма нередким последствием преступлений суеверных, религиозных, если осужденные за эти деяния почему-либо не подвергались смерти. Такова, например, amende honorable (публичное покаяние. - И. С.) в двух видах: simple и in figuris дореволюционного французского права. Тяжкий вид ее состоял в том, что осужденный приводился к дверям церкви или суда, где он, в одной рубашке, босой, с веревкой на шее, держа в руках зажженную свечу, должен был, стоя на коленях, громко заявлять, что он преступно и злоумышленно совершил то-то, посягнул на власть короля или на чью-либо честь, в чем и просит прощения у Бога, короля, судь и и потерпевшего. Как разновидность этой формы, являлось специальное испрошение прощения у церкви, принудительное церковное покаяние"43 (подчеркнуто нами. - И. С.). Таганцев включает эти наказания в раздел позорящих, особо подчеркивая, что они связаны с "потерей доброго имени и соответственно - … уважения других".

    Итак, публичное покаяние для Ахматовой - процедура унизительного, позорного наказания, не имеющего ничего общего с покаянием в высоком, евангельском смысле слова. Запомним это.

    * * *

    Теперь мы прочтем стихотворение "Данте":

    Il mio bel San Giovanni

    Он и после смерти не вернулся
    В старую Флоренцию свою.
    Этот, уходя, не оглянулся,
    Этому я эту песнь пою.

    За порогом дикий вопль судьбы.
    Он из ада ей послал проклятье
    И в раю не мог ее забыть, -
    Но босой, в рубахе покаянной,

    По своей Флоренции желанной,
    Вероломной, низкой, долгожданной…
    (17 августа 1936)
    (I, 431)

    Данте приходит к Ахматовой от Мандельштама. И потому, что Мандельштам живет этим поэтом, и потому, что судьбы их противоположны44.

    Первый тезис доказывать вроде и незачем. Повторю два известных свидетельства. Ахматова в "Листках из дневника" говорит о Мандельштаме в 1933 году: "Он только что выучил итальянский язык и бредил Дантом, читая наизусть страницами. Мы стали говорить о "Чистилище" Я прочла кусок из ХХХ песни (явление Беатриче):

    Sopra candido vel cinta d'oliva
    Donna m'apparve, sotto verde manto,

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . "Men che dramma
    Di sanque m'e rimaso non tremi:
    Conosco I segni dell' antica fiamma"*


    Предстала женщина, облачена
    В зеленый плащ и в платье огнеалом.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . "Всю кровь мою

    Следы огня былого узнаю!"

    (Цитирую по памяти.)

    Осип заплакал. Я испугалась: "Что такое?" - "Нет, ничего, только эти слова и вашим голосом"" (V, 40-41).

    А вот отрывок из письма С. Б. Рудакова, сблизившегося с Мандельштамами в Воронеже: "Все с 1930 года по воронежские стихи включительно, все стиховое было вокруг "Разговора о Данте", [...] все смотрело на него" (III, 445).

    и Данте не связаны. Ахматова подставляет на место Мандельштама - себя.

    Когда еще до поездки в Воронеж она писала: "Нам покаянные рубахи, нам со свечой идти и выть", - первым кандидатом на место в этой процессии мог быть ее друг. Дело не в "Оде" - это верхушка айсберга. Начиная с 1935 года и до конца, поэтическое сознание Мандельштама раздваивается. Мы не можем утверждать, что стихи, отягощенные темами гражданской вины, неискренни. Мандельштам в 1935-1938 годах стремится к союзу со строем и совершает те обрядовые движения, которых в сталинскую эпоху не избежал никто. Ахматова тоже проделала их в цикле "Слава миру", только в другое время и в другой ситуации. Но пока мы в тридцатых годах.

    Ни тогда, ни позже Ахматова не упрекает Мандельштама в каких-либо отклонениях от норм, которые для нее самой непреложны. В "Листках из дневника" образ Мандельштама не содержит ни малейшей нравственной заусеницы: "Там, в Воронеже, его с не очень чистыми побуждениями заставили прочесть доклад об акмеизме. Не должно быть забыто, что он сказал в 1937 (подчеркнуто автором. - И. С.) году: "Я не отрекаюсь ни от живых, ни от мертвых"". И дальше: "Мой сын говорит, что ему во время следствия читали показания Осипа Эмильевича о нем и обо мне и что они были безупречны" (V, 52). Речь идет о втором аресте; чуть ниже Ахматова уточняет: "Второй раз его арестовали 2 мая 1938 года [...]. В это время мой сын сидел на Шпалерной уже два месяца. О пытках все говорили громко" (там же).

    Показания Мандельштама, скорее всего, не были "безупречны": известно, что во время первого ареста он назвал имена слушателей крамольного стихотворения "Мы живем, под собою не чуя страны...". Дело не в обеляющей Мандельштама неточности, а в тенденции. Когда речь идет о беде поколения, Ахматова первой ставит себя. Мы видели, как зарождалось это "христианнейшее" чувство вины применительно к эпохе тринадцатого года. Мы знаем, что итогом этого полуночного ростка станет "Поэма без героя", где все начинается и кончается персональной моральной рефлексией. Но в "Данте" - другое дело: здесь Ахматова отдает "за други своя" больше, чем жизнь, - душу. Собственно, началось это еще до "Данте" и продолжилось после него. За каким-то пределом оппозиция святость/грех вообще утрачивает смысл на фоне оппозиции палач/народ, смысл сохраняющей. Вот отчего Ахматова отказывается от чистоты:

    Не за то, что чистой я осталась,

    Вместе с ними я в ногах валялась
    У кровавой куклы палача.
    (II, 109)

    За этой строфой следует другая, хорошо известная:


    И не под защитой чуждых крыл,
    Я была тогда с моим народом
    Там, где мой народ, к несчастью, был.

    Это конец того сюжета, в середине которого находится Данте - как синоним абсолютной чистоты индивидуального выбора, руководствующегося другой любовью.

    "невстреча", именно такое не-свидание с родиной и делает фокусом текста. Разлука с родным городом - плата за чистоту души. Плата за родину - жизнь с "гурьбой и гуртом", чистоту исключающая.

    Теперь, после общего очерка, займемся подробностями. Начнем с эпиграфа. Надо ли объяснять, зачем Ахматова оставила его на языке оригинала? Заговорить языком Данте - значит вживе ощутить хотя бы тень той утраты, которую Данте нес наяву. San Giovanni - название флорентийского баптистерия, в котором Данте был крещен, это вечное, детское воспоминание: "Il mio bel San Giovanni" (Мой прекрасный Сан Джованни). Дело, однако, не только в памяти: в истории изгнания Данте именно баптистерий, тогда существовавший как самостоятельная церковь, оказывается неким локальным центром унижения.

    Р. И. Хлодовский указывает (а А. К. Дживелегов подтверждает)45, что именно в баптистерии должно было заканчиваться то позорное шествие по городу, которое Ахматова делает кульминацией стихотворения. В подробном культурологическом очерке Дживелегова читаем: "Флоренция... объявила несколько раз амнистии изгнанникам... В одну из этих амнистий, объявленную в сентябре 1315 года, ... попал наконец и Данте. Ему, как и многим другим, осужденным на смерть в 1302 году, казнь была заменена ссылкой (с перспективой дальнейшего скорого возвращения), при условии, что изгнанник явится во Флоренцию, предоставит залог, даст заключить себя в тюрьму и оттуда проследует, в позорном колпаке, со свечою в руках, в церковь Сан Джованни для покаяния. Данте известил об этом один из друзей. Он (то есть Данте. - И. С.) ответил чудесным письмом (Epist., XII), простым и гордым, в котором решительно отвергал такую милость...:

    "И это тот путь, которым Данте Алигиери вызывается обратно на родину после мук почти пятнадцатилетнего изгнания? ... Если во Флоренцию нельзя вернуться таким образом, чтобы не пострадала слава и честь Данте, я не вернусь туда никогда..." Здесь Дживелегов замечает: "Последнюю возможность вернуться во Флоренцию Данте отверг сам, отверг сознательно. Чувство собственного достоинства и гордость одержали верх над сладкой привязанностью к родине. Стиснув зубы, поэт повернулся спиною к "милому Сан Джованни", куда ему предлагали идти наряженным в покаянные одежды и в дурацкий колпак"46.

    Эпиграф вбирает в себя соль истории Данте. Ахматовой остается пересказать ее на языке 1936 года. Стихотворение начинается с конца, с финала трагедии:


    В старую Флоренцию свою.

    Обратный ход событий: начиная со смерти героя, - прием, не знающий промаха в умножении горя.

    Следующие две строки - тот самый "удар на себя", о котором достаточно говорилось выше: "Этот, уходя, не оглянулся". Отвлекаясь от основного конфликта, заметим в скобках, что, отказываясь от имени героя (оно фигурирует только в заглавии), называя его то "он", то "этот", Ахматова достигает двух целей. Во-первых, изощренный слух может расслышать эхо дантовских строк, где герои часто именуются "тот" или этот"47. Во-вторых, в русской традиции "Он" или "Тот" говорили о том, чье имя не упоминается всуе, из суеверного преклонения.

    Подразумеваемое, но не называемое имя устанавливает легендарный масштаб героя. Оба обстоятельства заслуживают самого беглого упоминания по отношению к главному смыслу строки: сведению воедино антагонистов текста, Данте и Лотовой жены. Вот когда замыкается круг, начатый осенью 1917-го.

    "Этот, уходя, не оглянулся. Этому я эту песнь пою". Современникам, покидающим Россию: "Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам, их грубой лести я не внемлю, им песен я своих не дам". Одному ("этому") - песня и слава, другим - отказ и бесславие. Почему? Говоря словами евангелия, Данте сберег свою душу там, где другие ее потеряли. Посягательство на душу не прощается. Поэтому права Лотова жена, для которой расставание с родиной означает смерть души. И прав Данте, выбирающий честь (следовательно - поэзию).

    Что до оставшихся на родине, для них у Ахматовой выбора нет: "Нам покаянные рубахи, нам со свечой идти и выть". Судьба, где палач и плаха, мелькающие в той же строфе, - не самый страшный удел. Покаянная рубаха здесь - повторим - символизирует позорную гражданскую казнь, уготовленную Мандельштаму, Клюеву... список слишком длинен.

    Так за два десятилетия были увидены и cплeтeны все ниточки этого венца. Ты не уехал? И ты не уехала? - говорит судьба. "Узнавай же скорее декабрьский денек, где к зловещему дегтю примешен желток". Пиши стихотворение про вернувшуюся Марину, которая кричит: "Я сегодня вернулась домой. Полюбуйтесь, родимые пашни, что за это случилось со мной". Ахматова славит изгнанника, предпочевшего изгнание падению. Для себя самой у нее есть другой выход - распятие. Оно существует для того, кто всякий крест считает своим собственным. Кто идет в покаянной рубахе, кто воет на городской площади?

    * * *

    Слушая жизнь, готовившую иное продолжение сюжету о поэте и палаче, Ахматова пишет новое стихотворение с теми же героями. Только теперь место условных средневековых декораций занимают Петербург - и каторга:

    Немного географии

    Не столицею европейской
    С первым призом за красоту -
    Душной ссылкою енисейской,
    Пересадкою на Читу,

    На прославленный Акбасар,
    Пересылкою в лагерь Свободный,
    В трупный запах прогнивших нар, -
    Показался мне город этот

    Он, воспетый первым поэтом,
    Нами грешными - и тобой. (1937)
    (I, 437)

    Комментарий к этому стихотворению должен писать историк ГУЛАГа: ему под силу будут описания перечисленных ссылок и лагерей. Этот взгляд на Ленинград как на морок, заслоняемый местами пыток и казней, идет не от Достоевского, не от Гоголя, а от лагерного поэта, каким становится Ахматова к концу страшных тридцатых. Мы увидим воплощение этого взгляда в эпилоге "Реквиема":


    Только мертвый, спокойствию рад,
    И ненужным привеском болтался
    Возле тюрем своих Ленинград.
    (подчеркнуто мною. - И. С.) (I, 463)

    "ненужный привесок" лагеря и отменяют. Лагерные видения требуют быть, поскольку именно в них прорывается в явь мученическая суть эпохи, и нет в русской поэзии тридцатых гoдoв более отчаянного их летописца, чем Анна Ахматова.

    То, что Ахматова жертвует лагерю - Петербургом, - результат острого гражданского смещения, которое переживает ее лирика. Ни до, ни после Ахматова не станет оправдывать эмиграцию, спасающую от саморастления ("покаянная рубаха"). Ни до, ни после Петербург для Ахматовой ничем не затмится, хотя в сердце "Поэмы без героя" на равных правах с другими тенями оживет лагерный призрак автора:

    А за проволокой колючей
    В самом мердце тайги дремучей -
    Я не знаю, который год -

    Ставший сказкой из страшной были,
    Мой двойник на допрос идет.
    (III, 200)

    До сих пор перед музой Ахматовой падали "тюремные затворы" времени, позволяя ей свободно перемещать, скажем, семнадцатый век в век двадцатый. Теперь этой "дантовской" гостье предстоит путешествие во все пределы солженицынского архипелага. Здесь, в преддверии "Реквиема", они и смыкаются: первый лагерный прозаик с первым поэтом каторжной сталинской пробы.

    "всосать из русского воздуха". Сибирь, Дальний Восток, Казахстан - Ахматовой охвачены главные угодья империи, вытесняющей Россию, как уже вытеснен ею Петербург.

    Здесь слышится, может быть, самая горькая для Ахматовой нота: Петербург неуместен как воплощение красоты и гармонии, как духовный наследник Европы. Для Ахматовой время перемещается в эпохи казней: петровских, а потом - ивановских. Стало быть, Петербургу быть пусту: там его быть не может. Помните образ помешанной, бормочущей: "Коля... Коля... Кровь..", - в воспоминаниях Э. Г. Герштейн о тридцать пятом годе? Стихи, в которых на месте дворцов и каналов встают лагеря и нары, этой помешанной и написаны. Так она себя и называла: "Любо мне, городской сумасшедшей, по предсмертным бродить площадям". Сумасшедший, визионер и пророк наделены даром видения, торжествующим над психической нормальностью. Вот почему с расстояния в семьдесят лет Ахматова кажется самым трезвым свидетелем событий.

    Вот несколько свидетельств-фрагментов, по которым можно восстановить чумную тучу этого контекста.

    Н. Я. Мандельштам: "А я помню, как я приходила к ней в Фонтанный дом, где она... горячим, как сказал О. М., шепотом сообщала, кого взяли, в чем обвиняют - дело Академии, дело Русского музея, дело Эрмитажа, их было столько в разные времена, что не перечтешь, но она всегда понимала, что нельзя спрашивать: "За что взяли?" ... И дальше: у кого из жен взяли, а у кого не приняли передачу и - Господи! - когда же все это кончится. ... В 37/38 годах, когда мы жили в стоверстной зоне, мы раза три ездили в Ленинград, сидели с ней за пунинским столом и даже ночевали за Левиной занавеской. В последний приезд О. М. ... прочел ей "Киевлянку". Это в тот приезд: "не столицею европейской с первым призом за красоту...". Но за динамикой нашей жизни угнаться нельзя: все перечисленные ею места ссылки к этому времени уже не казались такими страшными, потому что осваивалась Колыма с ее непревзойденным ужасом. А между тем А. А., сидя у себя в комнате, всегда была поразительно осведомл енным человеком. Мне даже не удалось ей рассказать, какую воду пьют в Казахстане на полевых работах - она знала и это. Она знала все и всегда. Даже блаженным неведеньем ей нельзя было спастись от действительности"48.

    Из дневника ленинградки Л. В. Яковлевой-Шапориной: "10 марта 1935 года.... Известие об аресте Стрельникова (ленинградский композитор. - И. С.) меня поразило. 5 вечером ему объявили, что он должен собраться в пятидневный срок и 10 марта выехать с семьей из Ленинграда. Он получил т. н. минус 15. ... Состояние Николая Михайловича было близко к невменяемости. "Чем я заслужил..." ... Дамоклов меч висел над Лозинским и его семьей. Крупнейший литературовед... приговорен к высылке из Ленинграда. ... Маруся Т. Рассказывает, что у них дома настоящий переселенческий пункт, высылают родных, друзей... ... Все эти аресты и высылки необъяснимы, ничем не оправданы. И неотвратимы, как стихийное бедствие. Никто не застрахован. Каждый вечер, перед сном, я приготовляю все необходимое, на случай ареста. ... Высылают семерых сотрудников института Лесгафта, 3 семьи политкаторжан. ... Людей высылают в Вилюйск, Тургай, Атбасар, Кокчетав. ... Высылка для многих смерть"49.

    "Архипелага ГУЛАГ" Солженицына: "Был на Дальнем Востоке город с верноподданным названием ЦЕСАРЕВИЧ. Революция переименовала его в город СВОБОДНЫЙ. Амурских казаков, населявших город, рассеяли - и город опустел. Кем-то надо было его заселить. Заселили: заключёнными и чекистами, охраняющими их. Весь город Свободный стал лагерем (БАМлаг).

    Так символы рождаются жизнью сами"50.

    Оттуда же - об одной из дальневосточных пересылок: "Если владивостокская Транзитка, то в феврале 37-го там было небольше сорока тысяч.

    - Да по несколько месяцев там вязли. Клопы по нарам шли - как саранча! Воды - полкружки в день: нету её, возить некому! Целая зона была корейцев - все от дизентерии вымерли, все! Из нашей зоны каждое утро по сто человек выносили. Строили морг - так запрягались зэки в телеги и так камень везли. Сегодня ты везешь, завтра тебя туда же. А осенью навалился сыпнячок тоже. Это и у нас так: мертвых не отдаем, пока не завоняет - пайку на него получаем. Лекарств - никаких. На зону лезем - дай лекарства! - а с вышек пальба. Потом собрали тифозных в отдельный барак. Не всех туда носить успевали, но и оттуда мало кто выходил. Нары там - двухэтажные, так со вторых нар он же в температуре не может на оправку слезть - на-а нижних льет! Тысячи полторы там лежало. А санитарами - блатари, у мертвых зубы золотые рвали. Да они и у живых не стеснялись..."51

    Под стихотворением стоит дата: 1937-й; то есть Ахматова писала "Немного географии", не зная судьбы Мандельштама, которому предстояло в конце следующего года погибнуть на такой же пересылке, именуемой "Вторая речка". Воспоминания очевидца самой его гибели стали известны только в 1991 году. Речь идет о конце 1938 года: "В ноябре нас стали заедать породистые белые вши. […] Сыпной тиф проник, конечно, и к нам. Больных уводили, и больше мы их не видели. В конце декабря, за несколько дней до Нового года, нас утром повели в баню, на санобработку. Но воды там не было никакой. Велели раздеваться и сдавать одежду в жар-камеру. А затем перевели в другую половину помещения в одевалку, где было еще холодней. Пахло серой, дымом. В это время и упали, потеряв сознание, двое мужчин, совсем голые. К ним подбежали держиморды-бытовики. Вынули из кармана куски фанеры, шпагат, надели каждому из мертвецов бирки и на них написали фамилии: Мандельштам Осип Эмильевич, ст. 58(10), срок 10 лет. И москвич Моранц, кажется, Моисей Ильич, с теми же данными"52.

    "Не столицею европейской с первым призом за красоту". Красота, за которую выдаются призы, oзнaчaeт поверхностное, щегольское самолюбование, a рядом с кругами лагерного ада - кощунствo.

    Петербург вытеснен из ахматовского текста и реально: тяжелым бесконечным перечнем мест проклятого пространства. И только в самом конце Ахматова неожиданно воскрешает город - "веселым именем Пушкина". Ироническая интонация исчезает: речь теперь идет о поэзии:

    Он, воспетый первым поэтом,
    Нами грешными - и тобой.

    Петербург Пушкина, Петербург Ахматовой и ее современников (Блока, Анненского, Гумилева) - и Петербург Мандельштама. Идущее от Пушкина (то есть, по определению, бессмертное) слово передает это бессмертие городу. В текст возвращается не Ленинград, но Петрополь, увековеченный в поэтической строке. Этому городу исчезновение не грозит. Слово не даст ему утонуть в аду, который вот-вот проглотит того, кому посвящено стихотворение. Так в 1937 году, накануне гибели Мандельштама, Ахматова пророчит бессмертие ему и воспетому им городу.

    * * *

    опротестован прокурором, требующим смертной казни. 27 декабря 1938 года погибает Мандельштам. Ахматова узнает о его смерти из письма Э. Г. Герштейн в феврале 1939 года. 26 июля 1939 года определен первый срок Льва Гумилева: 5 лет исправительно-трудовых лагерей53.

    О том, что происходило тогда, Ахматова скажет в "Поэме без героя": "И проходят десятилетья, // Пытки, ссылки и казни - петь я // В этом ужасе не могу". Стихи, которые пишет Ахматова в 1938 и 1939 годах, наполнены темами "Реквиема" - страданием и смертью54.

    Весть о гибели Бориса Пильняка в хронологию событий вписывается так: "В октябре 1937 года последовал арест. 21 апреля 1938 года по ложному обвинению Борис Пильняк осужден Военной коллегией Верховного суда СССР в совершении государственных преступлений и приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день"55. Ахматовcкoe стихотворение:

    Памяти Пильняка
    Все это разгадаешь ты один...

    Тот солнечный, тот ландышевый клин
    Врывается во тьму декабрьской ночи.
    И по тропинке я к тебе иду.
    И ты смеешься беззаботным смехом.

    Ответствуют каким-то странным эхом...
    О, если этим мертвого бужу,
    Прости меня, я не могу иначе:
    Я о тебе, как о своем, тужу

    Кто может плакать в этот страшный час
    О тех, кто там лежит на дне оврага...
    Но выкипела, не дойдя до глаз,
    Глаза мои не освежила влага.

    (I, 440)

    Из записок Лидии Чуковской мы узнаем, о чем вспоминает здесь Ахматова: "По моей просьбе она продиктовала мне и стихотворение Пильняку...

    - Совсем не помню, когда оно было написано, - сказала Анна Андреевна, окончив диктовать. - А вот что помню: незадолго до той поездки в Переделкино, о которой тут речь, я написала стихотворение Пастернаку. Пильняк тогда сказал: "А мне?" - "И вам напишу". И вот когда довелось написать!" (в примечании Чуковская уточняет: "То есть после ареста Пильняка, когда уже разнесся слух о его гибели")56. В "Реквиеме" и примыкающих к нему текстах ночь или день равно оборачиваются тьмой, не оставляющей надежды. И наше стихотворение с первой до последней строки есть погружение во мрак. "Тот солнечный, тот ландышевый клин" переделкинской поездки утрачивает беззаботность, как только мы замечаем, что воспоминание переступает границы реальности, соскальзывая в сон или кошмар, где "хвойный лес и камыши в пруду ответствуют каким-то странным эхом...". Арест или казнь заставляют свет меркнуть.

    Мы вправе думать, что видение, о котором в стихотворении сказано: "Те, кто там лежит на дне оврага", мучает Ахматову с тех пор, когда стали известны обстоятельства казни Гумилева. Тайное погребение и безымянная могила для Ахматовой есть преступление против нравственного закона. Спустя двадцать лет после казни Пильняка (и тридцать семь - после казни Гумилева) Ахматова запишет:


    Я всех оплакала...

    Сентябрем 1962 года датирует Чуковская ахматовский рассказ о предполагаемой могиле Гумилева: "Их расстреляли близ Бернгардовки, по Ириновской дороге. У одних знакомых была прачка, а у той дочь - следователь. Она, то есть прачка, им рассказала и даже место указала со слов дочери. Туда пошли сразу, и была видна земля, утоптанная сапогами. А я узнала через 9 лет и туда поехала. Поляна; кривая маленькая сосна; рядом другая, мощная, но с вывороченными корнями. Это и была стенка. Земля запала, понизилась, потому что там не насыпали могил. Ямы. Две братские ямы на 60 человек. Когда я туда приехала, всюду росли высокие белые цветы. Я рвала их и думала: "Другие приносят на могилу цветы, а я их с могилы срываю""57.

    Тогда же, в шестидесятые годы, Ахматова пишет статью под невинным названием: "Пушкин и Невское взморье". Предмет ее, однако, вполне крамольный - это пушкинский упорный поиск "могилы пяти казненных друзей": "И теперь нам точно неизвестно место погребения пяти казненных декабристов. Считается, что вдова Рылеева точно знала место могилы. Это остров Голодай, то есть северная оконечность Васильевского острова... В николаевское царствование приходилось питаться более или менее достоверными слухами, которые неизбежно должны были возникнуть сразу после казни. Мысли о декабристах, то есть об их судьбе и об их конце, неотступно преследовали Пушкина. Из его стихов следует, как он думал о тех из них, кто остался жив (см. Переписку Пушкина, "Послание": "И в мрачных пропастях земли!"). Теперь более подробно рассмотрим вопрос об его отношении к тем, кто погиб.

    ... Словами "Иных уж нет, а те далече..." кончается "Онегин" (1830). Пушкину не надо было их вспоминать: он просто их не забывал - ни живых, ни мертвых. Я не допускаю мысли, что место их погребения было для него безразлично.

    "Полтаве": "Обезглавленные тела Искры и Кочубея были отданы родственникам и похоронены в Киевской лавре..." ... Этим Пушкин, несомненно, горько попрекает Николая I, который не только не вернул родным тела казненных декабристов, но велел закопать их на каком-то пустыре". Добавим, что сам отрывок, о котором идет речь, по мнению Ахматовой, отличает "необычная для Пушкина порывистая обнаженная нетерпимость страдания", и в скобках Ахматова добавляет: "Такой стон не характерен для зрелой пушкинской лирики" (V, 184-195).

    Эта "пушкинская" тайнопись, разумеется, прозрачна. Л. К. Чуковская, которой Ахматова доверила замысел статьи еще в свинцовом пятьдесят втором, точно заключает: "Ахматова не рукопись пушкинскую расшифровала, а силою родства биографии вспомнила вместе с ним то, что и он и она всегда носили в душе: запретную, пустынную могилу на диком берегу. Она не стихи дописала, а пошла следом за тем душевным движением, от которого стихи родились, доверилась звуку предстиховой тишины, и он повел ее точной дорогой: дорогой пушкинской памяти, которая казнью декабристов была ранена навсегда. Она проникла в "отдаленное страданье""58.

    Перечитаем посвященное Пильняку стихотворение. Смерть здесь вырвана из гуманистического контекста, который наработала цивилизация последних тысячелетий. Ни одна культура не лишает смерть уважения, а умершего - ритуального комфорта. Нарушение этих норм связано, разумеется, со статусом покойника. В России таким гарантирующим посмертное надругательство статусом уже несколько столетий является положение политического врага. И здесь ни в чем не повинный Пильняк стоит в одном ряду с декабристами во всем блеске их кольчуг, бранных подвигов и риторических молний. Они - те, кого лишили последнего покоя. Это нарушение порядка прощания с Землей, это метафизическое преступление для живых оборачивается нечеловеческой болью. Отсутствие могилы означает невозможность успокоения, примирения, продолжения жизни, переваривающей, усваивающей смерть.

    Это вмешательство в сакральную ткань бытия и порождает у Ахматовой ее конечный, вершинный образ сухого, бесслезного рыдания: в кругу, где обнаруживает себя героиня стихотворения, плач есть недоступная милость. Этот физиологический образ горя (слеза как награда) оказывается восстановлением трагедии в ее античном, ветхозаветном смысле (в "Поэме без героя" Ахматова формулирует это так: "Скоро мне нужна будет лира, Но Софокла уже, не Шекспира"). Поэзия Ахматовой тридцатых годов вообще читается как попытка осмысления христианским сознанием того, что в пределы этого сознания вместиться не может: кризиса гуманизма (Блок), возвращения в Египет (Мандельштам).

    Вслушиваясь в текст, мы различаем звон какого-то глухого набата:


    Прости меня, я не могу иначе:
    Я о тебе, как о своем, тужу
    И каждому завидую, кто плачет,

    Но в середине строфы эта протяжная размеренность исчезает - просодия отказывается следовать за видением, находящимся вне мыслимых граней и рамок:


    О тех, кто там лежит на дне оврага...

    Ритм запинается, слова неуклюже повторяют друг друга: "кто плачет", "кто может плакать", "кто лежит", "этот", "те", "там". Этот перехват горла есть ахматовский аналог цветаевского крика: "Петь не могу!" - "Это - воспой". Там, где одна кричит, другая переходит на шепот, нескладные слова, выталкиваемые из сдавленного горла. Рыдание, которое не находит исхода в слезах:

    Но выкипела, не дойдя до глаз,
    Глаза мои не освежила влага.

    "глаза мои не освежила влага") гармония и протяжность возвращаются в стих. Музыка стона и жалобы побеждает немоту. Трагедия разрешается в звуке.

    * * *
    Тихо льется тихий Дон,
    Желтый месяц входит в дом,
    Входит в шапке набекрень.
    Видит желтый месяц тень.

    Эта женщина одна.
    Муж в могиле, сын в тюрьме,
    Помолитесь обо мне.
    (I, 441)

    "тихий Дон". В комментарии Н. В. Королевой читаем: "Стихотворение было написано вскоре после второго ареста Л. Н. Гумилева. (10 марта 1938 года). Э. Г. Герштейн вспоминала об этих днях: "Анна Андреевна почти все время лежит и, не приподнимаясь даже с подушки, читает, почти бормочет новое стихотворение "Тихо льется тихий Дон...". Мне в голову не приходит, что это будущий "Реквием". И она еще не помышляет об этом. Я же задумываюсь над тем, почему в ленинградском стихотворении откликнулась река. Она ответила уклончиво: "Не знаю, может быть, потому, что Лева ездил в экспедицию на Дон?" ... Она сказала также, что "Тихий Дон" Шолохова был любимым произведением Левы" (I, 910). И далее комментатор замечает: "Более достоверна связь начальной строки Ахматовой с пушкинским образом "тихого Дона", - см. в поэме "Кавказский пленник"":

    Простите, вольные станицы,
    И дом отцов, и тихий Дон.

    П. Н. Лукницкий записал в дневнике июля 1927 года рассказ Ахматовой о поездке в Кисловодск: "Читала Пушкина "Дон" в поезде - и когда туда, и когда обратно ехала и проезжала Дон" (там же).

    Обе догадки интересны. Откуда бы ни пришел образ, Ахматова использует его потому, что он ведет за собой стилистику народной песни, к которой так тяготеет ее поэзия вообще и будущий "Реквием", в частности: "Для них соткала я широкий покров из бедных, у них же подслушанных слов". Переживая аресты и казни, Ахматова уходит в глубины национального сознания. В 1935 году она извлекла оттуда вой стрелецкой женки. В 1938-м она слышит и пишет песню. Нам вновь слышится звук сдавленного голоса и перехваченного дыхания: кажется, именно эта особая приглушенность диктует короткие строки, в которых повторяются одни и те же слова. Отсюда тавтологические, даже не песенные, а детские формулы, переводящие действительность на язык сказки:


    Желтый месяц входит в дом,
    Входит в шапке набекрень,
    Видит желтый месяц тень.

    Во втором четверостишии фокус меняется, проступает может быть, шекспировское начало: стилистика шекспировского куплета (шута в "Короле Лире", Офелии в "Гамлете"). Приведу песенку Офелии в переводе Пастернака:


    Я проберусь к дверям
    И у окна согласье дам
    Быть Валентиной вам.
    Он встал, оделся, отпер дверь,

    Уже не девушкой ушла
    Из этого угла59.

    Я вижу сходство с Шекспиром и в скупости средств, и в том, с какой неумолимостью нейтральный тон вступления меняется на трагический. Начав со сказочного пейзажа: тихий Дон, желтый месяц, дом, - стихотворение во второй части меняет ракурс. В поле зрения остается одно - точнее, одна:

    Эта женщина больна,

    Муж в могиле, сын в тюрьме,
    Помолитесь обо мне.

    В конечную формулу сведены главные счета судьбы: муж, сын, мать. Смерть, неволя, страдание. Песенка, считалочка, стишок. Только в последней строке ("Помолитесь обо мне") ритм речитатива или кошмара меняется. Эта строка произнесена словно на выдохе. В пелене бреда появляется щелка: там есть люди и возможно спасение. А-христианский мир твердой рукой введен в христианские рамки. Трагедии придана мера.

    Страница: 1 2 3 4 5
    Примечания