Святополк-Мирский Д.: Анна Ахматова

Д. Святополк-Мирский. История русской литературы
с древнейших времен по 1925 год. "Свиньин и сыновья".
Новосибирск. 2005. С. 816-819.

Анна Ахматова

- девичья фамилия ее матери.) Родилась она в Киеве в 1889 г. В 1910 г. она вышла замуж за Гумилева. в 1911 г. вышла ее первая книга Вечер с предисловием Кузмина, не привлекшая внимания вне литературной среды. Но вторая ее книга - Четки, появившаяся в 1914г., за несколько месяцев до войны, имела беспрецедентный успех. Она сразу же сделала Ахматову знаменитой и выдержала больше изданий, чем любой из стихотворных сборников новой школы. Третья книга - Белая стая - появилась в 1917 г., а четвертая - Аnnо Domini - в 1922. После развода с Гумилевым она вышла замуж за Владимира Казимировича Шилейко, блистательного молодого ассириолога (и очень оригинального, хотя очень мало пишущего поэта), но через несколько лет они разошлись. Живет она и Петербурге и после смерти Блока стала princeps (первой) в литературной республике этого города. Поэзия ее - чисто личная и в значительной степени автобиографичная, но, разумеется, всякий биографический комментарий сейчас был бы преждевременным.

Успех Ахматовой состоялся именно из-за личного и автобиографического характера ее стихов: они откровенно чувствительны, в том смысле, что говорят о чувствах; чувства же выражены не в символических или мистических терминах, а на простом и внятном человеческом языке. Главная их тема - любовь. Она всегда реальная, причем не только само чувство, но и его трактовка. Стихотворепия ее реалистичны, живо-конкретны; их легко представить себе зрительно. У них всегда определенное место действия - Петербург, Царское Село, деревня в Тверской губернии. Многие могут быть охарактеризованы как лирические драмы (термин, который вполне уместно вызывает в памяти Браунинга): Ночная встреча и Утреннее расставание могли бы быть написаны Ахматовой. Главная черта ее коротких стихотворений (они редко бывают длиннее, чем двенадцать строк и никогда не превышают двадцати) - их величайшая сжатость. Техническое совершенство их не может быть передано переводом.

Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешъ

И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои.

Со дня Купальницы-Аграфёны
Малиновый платок хранит.
Молчит, а ликует, как царь Давид.
В морозной келье белые степы,

Приду и стану на порог,
Скажу: "Отдай мне мой платок!"

Оба стихотворения написаны в ее первой манере, которая ее прославила и которая господствует в Четках и, большей частью, в Белой стае. Но в последней книге уже проявляется новый стиль. Он начинается с пронзительных и пророческих стихов под многозначительным назваванием Июль 1914. Это более строгий, более суровый стиль, и материал его трагический - тяжкие испытания, которые начались для ее родины с началом войны. Легкая и грациозная метрика ранних стихов сменяется суровой и торжественной героической строфой и другими подобными размепами нового ритма. Иногда ее голос достигает грубого и мрачного величия, которое заставляет вспомнить о Данте. Не переставая быть женским по чувству, он становится "мужским" и "мужественным". Этот новый стиль постепенно вытеснил ее раннюю манеру, а в Аnnо Domini овладел даже ее любовной лирикой и стал доминантой ее творчества. Ее "гражданскую" поэзию нельзя назвать политической. Она надпартийна; скорее она религиозная и пророческая. В ее голосе слышится авторитет того, кто имеет право судить, и сердце, чувствующее с необычной силой. Вот характерные стихи 1916 г.:

Чем хуже этот век предшествующих? Разве

Ои к самой черной прикоснулся язве,
Но исцелить ее не мог.

Еще на западе земное солнце светит,
И кровли городов в его лучах блестит,

В своих последних произведениях Ахматова, как кажется,сознательно стремится избавиться от всего, что привлекало к ней читателей. От утонченности сконцентрированных, предельно сгущенных романов о любви, какими являются ее, лирические драмы, она ушла в строгий и аскетический высокий стиль, который вряд ли многим придется по вкусу. Авангардные поэтические школы считают Ахматову старомодной "реакционеркой", но нет сомнения, что место ее в пантеоне потомства сохранится среди немногих истинных поэтов.

Раздел сайта: