Глёкин Г. В. - Ахматовой Анне, 16. XII. 1959

Г. В. Глёкин - Анне Ахматовой

16. XII.<19>59

Глубокоуважаемая Анна Андреевна!

От Вар<вары> Вик<торовны> Шк<ловской> 9 10. Это и радует, и печалит. Радует - т. к. книга, столь нужная русской поэзии, которую многие уже и не ждали - все-таки будет! И грустно думать, что это привяжет Вас к Ленинграду. А мне очень недостает Вас!

В сумбуре нашей московской академической жизни постоянно вспоминаются спокойные Ваши глаза, Ваша улыбка, Ваш голос. Мне выпало великое и, вероятно, незаслуженное счастье - говорить с Вами, Видеть Вас, слышать, как Вы читаете стихи. И вся моя жизнь подчинена - теперь сильнее, чем когда бы то ни было - великому чувству, которое можно выразить так: "Я видел Ахматову!" Такое несказанно освещает, обогащает жизнь!

Поэму я постоянно перечитываю 11, постоянно нахожу в ней все новые и новые повороты, с которых открывается такой великолепный вид, такой грандиозный ландшафт, что снова и снова захватывает дух. Удивительное свойство вообще Ваших стихов - при каждой новой встрече они новые - особенно сильно в Поэме. Вот почему всегда Ваши стихи, как и стихи Пушкина, ощущаю совершенно живыми, живущими вне меня, существами. И это уже, конечно, не от акмеизма, а от Вас самой. Впрочем, тут оговорка: только акмеизм, т. е. освобождение стиха от всяческой посторонней нагрузки, мог проложить дорогу Вашим стихам. Если Ваша поэзия - Прометей, несущий людям, живой огонь, то акмеизм, как Геракл, сбивает с нее оковы всяческих "измов". В том числе "символизма", державшего в плену всю Н. Г.) жизнь Блока. Иногда "акмеизм" представляется мне вольным ветром, принесенным Ник<олаем> Степ<ановичем> с берегов Нигера.

12. Я помню, что однажды услыхал это имя от Вас, и каким-то образом оно ассоциируется у меня с Поэмой 13. Стихи хорошие, и хоть они, в сущности, очень грустные, чтение их доставляет радость. Таково свойство настоящего L'Art poetique…

14

Ваш

Примечания

Судя по нумерации листов в фонде Ахматовой в РНБ, к этому письму относится также и отрывочная приписка, сделанная на отдельном листке и неоконченная, может быть, попавшая в письмо случайно. Листы письма в архиве пронумерованы: 16-17, приписка находится на л. 18, а л. 19 - конверт с почтовым штемпелем "17. XII. 59". Текст приписки: "Ретроспективно оценивая акмеизм, я не могу удержаться от соблазна поискать в прошлом его предтеч. В строгом смысле слова предтеч у акмеистов не было. Из творчества Тютчева и Анненского нельзя вывести акмеизм, нельзя его предсказать по их стихам. И, однако - если читать Тютчева и Анненского после Мандельштамма и Ахматовой, понимаешь, что эти - такие непохожие друг на друга поэты - как-то причастны к акмеизму".

9. В. В. Шкловская-Корди, дочь писателя В. Б. Шкловского, работала с Г. В. Глекиным в Акустическом институте, познакомила его с Ахматовой. вверх

"Стихотворения" (1961). вверх

11. Машинописный текст "Поэмы без героя" Ахматова подарила Глекину во время его ноябрьской командировки в Ленинград, о чем имеется запись в дневнике: "30. XI.<1959>. …Анна Андреевна подарила мне текст своей великолепной "Поэмы без героя" - на голубой бумаге" (собрание Н. Г. Гончаровой). На последней странице с подписью поэта напечатано: "18 ноября 1959 в Ленинграде. Ахматова. Текст поэмы окончательный - ни добавлений, ни сокращений не предвидится". тем не менее уже очень скоро начались вставки в текст, которые либо сообщались Ахматовой Глекину при встречах, либо передавались ему через знакомых (В. В. Шкловскую, Н. Я. Мандельштам). Вариант "Поэмы" из собрания Глекина с внесенными в н его позже вставками был опубликован в кн.: "Анна Ахматова. Путем всея земли. Сост. Н. В. Королева, Н. Г. Гончарова. М., Панорама, 1996. вверх

12. Василий Алексеевич Комаровский (1881-1914) - поэта, автор книги стихов "Первая пристань" (СПб, 1913). В библиотеке Глекина была неполная машинописная копия этой книги. вверх

"Записных книжках Анны Ахматовой" (М. -Турин, 1996) Комаровский упоминается часто в связи с "Поэмой без героя": Ахматову раздражали домыслы о "Поэме", например: "Из всех диких, смешных и нелепых толков о поэме меня всего больше позабавило предположение, что мальчик-драгун - это поэт В. А. Комаровский…" (с. 144) и далее еще резче: "Вздор о Комаровском" (с. 172). Очевидно, в разговоре о "Поэме без героя" с Глекиным в ноябре 1959 г. проскользнуло опровержение этой версии. вверх

"Все прочее - литература" (фр.). Заключительная строка стихотворения П. Верлена "Искусство поэзии" ("Art poetique", 1874) . вверх