Анна Ахматова в записях Дувакина
Михаил Ардов. Живые голоса

Михаил Ардов

Живые голоса

1 января далекого 1922 года Ахматова написала: "И всюду клевета сопутствовала мне". Будучи человеком не только умным, но и проницательным, Анна Андреевна прекрасно понимала, что после ее смерти клевета отнюдь не прекратится, а тут же начнет вплетать "голос свой в моленья панихиды".

В этой связи мне вспоминается весьма характерный эпизод из дневника Чуковской. 7 января 1958 года Лидия Корнеевна сделала такую запись: "... Анна Андреевна пересказала мне свой разговор с Ардовым. Входит Виктор Ефимович и сообщает торжественно, что один москвич, какой-то смрадный эстрадник, в стары годы знавал сына Тютчева от его последней дамы... Я не растерялась. Ярость сделала меня вдохновенной. Я в ту же секунду ответила: через пятьдесят лет кто-нибудь скажет, что лично знавал моих близнецов от Жоры (такой подросток сюда ходит). Один был миленький, миленький, а другой ужжасно, ужжасно неудачный...

Рассказывая, она не сердилась уже, а смеялась: громко, весело, как это не часто с ней бывает".

Сегодня, спустя сорок с лишним лет со времени этого разговора, пророчество, содержавшееся в словах Анны Андреевны, - увы! - оправдывается все больше и больше. С наступлением гласности и свободы слова читатели смогли получить доступ ко всему написанному Ахматовой. Но отмена цензуры способствовала и тому, что появились публикации, которые порочат память великого поэта. Среди тех литераторов, кто особенно отличился на этом неприглядном поприще, можно назвать А. Жолковского, М. Кралина, А. Марченко, Б. Носика...

Друзья и почитатели Ахматовой не в силах остановить поток изливающейся на нее неприязни, досужих домыслов и прямой лжи, но противостать этому мы можем и должны. В частности, такой цели послужит и Предлагаемое издание, где собраны устные воспоминания людей, имевших счастие общаться с Анной Андреевной. Весьма интересным мне представляется то, что было рассказано А. Ф. и Г. Л. Козловскими, Л. В. Горнунгом, Е. К. Гальпериной-Осмеркиной. Но самым ценным в згой книге является прямая речь М. Д. Вольпина - человека необычайно умного и наблюдательного.

Вечные. Я не сомневаюсь, что тех же мыслей был и Виктор Дмитриевич Дувакин, который оставил успешную карьеру преподавателя, с тем чтобы создан, в Московском университете собрание фонодокументов. В семидесятые и восьмидесятые годы сам Дувакин и его ближайшие сотрудницы Валентина Федоровна Тендер и Марина Васильевна Радзишевская совершали своего рода подвиг, они сохраняли для истории живые голоса людей, многие из которых были не только свидетелями, но и жертвами большевицкого лихолетия. И в наши дни эти фонодокументы наглядно доказывают справедливость тарой истины: подлинную культуру убить невозможно.

Раздел сайта: