Клод Моне — один из основателей импрессионизма

В оглавление

Великий живописец появился на свет в Париже в 1840 году, но с 1845 года он проживал в Гавре, в Нормандии.

Живописью Моне увлёкся ещё в детстве, его отец даже продавал его работы в своей бакалейной лавке. Именно тогда он встретился с Эженом Буденом, предшественником импрессионизма, который и был первым учителем юноши. В 20 лет живописца призвали в армию и направили в Алжир.

Два года спустя, перенеся брюшной тиф, он смог откупиться от службы и вернулся домой во Францию. Клод решил получить образование и поступил в университет, но ему не понравилось преподавание. Бросив университет, Моне посещал школу живописи Шарля Глейра. Именно там он познакомился с Сислеем, Базилем и Ренуаром. Позже они стали основателями импрессионизма.

Техника живописи

Клод Моне уделял огромное внимание цвету и освещению, и всю жизнь старался запечатлеть на полотне самые разные явления природы, как бы быстротечны они не были. Не найдя среди имеющихся техник достаточно эффективную, он разработал свой способ письма. Мазки, которыми художник покрывал холст, были широкими и грубыми, для этого он использовал короткую кисть.

Кроме мазков на его холстах присутствуют жирные штрихи, разнообразные зигзаги, крупные черточки и точки. Художник считал, что основной слой должен занять наибольшее пространство, а грубость нанесения не имеет значения.

Моне был знаком с открытием Эжена Шевеля, заключающемся в том, что соседние цвета спектра сглаживают друг друга, дополнительные цвета усиливают контрастность, а сам цвет отнюдь не неотъемлемая часть предметов. Это открытие позволило художнику применять краски новым способом. Клод предпочитал рисовать на холстах со светлой грунтовкой и не смешивать оттенки. Таким образом получались особенно светлые и яркие картины.

Живописец стал первым, кто изображал серии, воспроизводя на холсте один и тот же предмет в разную погоду и время. Конечно, серии рисовали и до него, но никто ранее не писал один и тот же объект в различных условиях.

Личная жизнь

У знаменитого живописца было две жены. Его первой супругой стала Камилла Донсье. Именно она, в некотором роде, подарила Моне известность — его прославил портрет будущей супруги, написанный за 4 года до заключения брака. Камилла родила Клоду двух сыновей: Жана и Мишеля.

К сожалению, их брак продлился всего 9 лет — женщину сразил туберкулёз, и она ушла из жизни, оставив художника вдовцом. Второй женой импрессиониста стала Алиса Ошере и произошло это только 13 лет спустя. Они прожили вместе 18 лет, до смерти Алисы. Детей в этом союзе не было. Клод очень переживал потерю обеих любимых женщин, а после смерти второй жены не мог работать в течение двух лет.

Творчество

Большая часть его самых лучших работ была написана в местечке Аржантёй, находящемся близ Парижа. Моне проживал в предместье со своей первой женой. Однако в 1870 году ему пришлось покинуть Францию по причине франко-прусской войны. Он перебрался в Англию, а позже в Нидерланды. В этой стране из-под его кисти вышло 25 картин. Живописец вернулся на родину в 1872 году и сразу же создал свою знаменитую работу "Впечатление. Восходящее солнце".

Этот шедевр был продемонстрирован в 1874 году на выставке. Позже, в 1977 году, художника захватили стремительно развивающиеся поезда, и вскоре он начал писать серию картин "Вокзал Сен-Лазар". Его сын Жан впоследствии вспоминал, что Моне работал прямо на вокзале. Результатом стали 12 картин, которые приобрёл Поль Дюран-Рюэль. В 1892 году художник написал известную серию "Руанский собор". Он писал из каморки торговца модной одеждой, вызывая недовольство покупателей. Эта работа далась живописцу нелегко, он даже пожаловался в письме своей жене, что ему снятся кошмары, в которых он не может понять, какого цвета здание. Получившиеся в итоге картины изображают собор в разную погоду и в разное время суток. Полотна этой серии украшают собой известные музеи мира.

Поздние годы

Через год после заключения второго брака, в 1893 году, Клод вместе с Алисой переехал в Живерни, где и прожил до конца своих дней. В 1912 году импрессионисту поставили страшный для художника диагноз — катаракта на оба глаза. Ему сделали операцию, но он продолжил творить. Клод не прекращал писать до дня своей смерти. Он покинул этот мир в 1926 году, 6 декабря, и был похоронен на местном церковном кладбище. На момент смерти он был признан во Франции патриархом живописи.