Поиск по творчеству и критике
Cлово "1912"
Входимость: 25. Размер: 87кб.
Входимость: 23. Размер: 194кб.
Входимость: 22. Размер: 30кб.
Входимость: 22. Размер: 54кб.
Входимость: 17. Размер: 96кб.
Входимость: 14. Размер: 61кб.
Входимость: 13. Размер: 74кб.
Входимость: 12. Размер: 71кб.
Входимость: 11. Размер: 83кб.
Входимость: 11. Размер: 79кб.
Входимость: 11. Размер: 91кб.
Входимость: 10. Размер: 82кб.
Входимость: 10. Размер: 38кб.
Входимость: 10. Размер: 122кб.
Входимость: 8. Размер: 72кб.
Входимость: 8. Размер: 69кб.
Входимость: 8. Размер: 131кб.
Входимость: 8. Размер: 15кб.
Входимость: 8. Размер: 125кб.
Входимость: 7. Размер: 30кб.
Входимость: 7. Размер: 57кб.
Входимость: 7. Размер: 113кб.
Входимость: 7. Размер: 81кб.
Входимость: 7. Размер: 83кб.
Входимость: 7. Размер: 111кб.
Входимость: 7. Размер: 67кб.
Входимость: 7. Размер: 66кб.
Входимость: 7. Размер: 41кб.
Входимость: 6. Размер: 61кб.
Входимость: 6. Размер: 90кб.
Входимость: 6. Размер: 53кб.
Входимость: 6. Размер: 25кб.
Входимость: 6. Размер: 31кб.
Входимость: 6. Размер: 42кб.
Входимость: 6. Размер: 60кб.
Входимость: 6. Размер: 41кб.
Входимость: 6. Размер: 29кб.
Входимость: 6. Размер: 109кб.
Входимость: 6. Размер: 21кб.
Входимость: 6. Размер: 79кб.
Входимость: 6. Размер: 20кб.
Входимость: 6. Размер: 121кб.
Входимость: 6. Размер: 84кб.
Входимость: 6. Размер: 67кб.
Входимость: 5. Размер: 49кб.
Входимость: 5. Размер: 65кб.
Входимость: 5. Размер: 21кб.
Входимость: 5. Размер: 61кб.
Входимость: 5. Размер: 43кб.
Входимость: 5. Размер: 50кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 25. Размер: 87кб.
Часть текста: очерки) Нотография (составитель Б. Розенфельд). Нотография Предлагаемый вниманию читателя первый опыт нотографин произведений на стихи Ахматовой состоит из основного раздела и ряда дополнений. В основном разделе представлены музыкальные сочинения, в которых тем или иным образом использованы стихи Анны Ахматовой. Сочинения располагаются в алфавитном порядке композиторских фамилий. Выходные данные опубликованных сочинений указываются в основном по первым изданиям. При несовпадении названия музыкального сочинения с названием стихотворения Ахматовой последнее указывается в скобках. В тех случаях, когда под одним названием фигурируют разные стихи, в скобках приводится также первая строка стихотворения. Поскольку подавляющее большинство сочинений написано для голоса с фортепиано, постольку указание на этот состав приводится только в описаниях изданных сочинений. Прочие составы указываются при описании рукописей. По возможности даются сведения о времени создания и о первом исполнении произведения, а также об отражении его в музыкально-критической литературе. В конце основного раздела называются музыкальные сочинения, данные о которых не удалось уточнить. В публикуемый вариант нотографии не вошли сочинения, использующие стихотворные переводы Анны Ахматовой. К основному разделу добавлены: а) указатель композиторов, применивших в своих сочинениях различные хоровые, инструментально-ансамблевые и оркестровые составы; б) алфавитный указатель стихотворений Ахматовой, положенных на музыку. После названия стихотворения следуют сведения о времени и месте его написания, а также о первой его публикации. Далее перечисляются композиторы, писавшие музыку на данный текст. Помимо различных нотографических справочников источниками предлагаемой работы послужили: переписка составителя с авторами музыкальных сочинений, материалы нотниц и отделов рукописей Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ),...
Входимость: 23. Размер: 194кб.
Часть текста: Василий Никифорович (1919-1983), биолог – 521, 531, 540, 585 Аввакум Петрович (1620 или 1621-1682), протопоп - 169 Авдеенко Александр Остапович (1908-1982), писатель – 575, 576 Авдотья – см. Лопухина Е. Ф. Аверьянова Лидия Ивановна (1905-1941), поэтесса, переводчица - 254 Авраменко Илья Корнильеви ч (1907-1973), поэт – 325, 331, 332, 445, 525 австралийка – см. Райт Дж. Адамович Георгий Викторович (1892-1972), поэт - 106, 149, 152, 158, 160, 181, 202, 275, 278, 606, 628, 686, 693 Адамович Татьяна Викторовна (1892-1970), педагог – 88, 94-96 Аджубей Алексей Иванович (1924-1993), главный редактор газеты «Известия», зять Н. С. Хрущева - 647 Адмони Владимир Григорьевич (1909-1993), филолог, поэт – 379, 381, 393, 504, 511, 526, 533, 561, 563, 564, 572, 573, 597, 624, 649, 653, 659, 671, 679, 690-692, 696 Азадовский Константин Маркович (р. 1941), литературовед – 110, 692 Айбек (Ташмухамедов Муса, 1904-1968), узбекский писатель - 395 Айзенман Татьяна Семеновна (1914-1993), искусствовед – 510, 517, 526, 527, 533, 540, 547, 550, 623, 630, 643, 702, 705, 706 Айхенвальд Юлий Исаевич (1872-1928), литературный критик – 151, 159, 170 Айхенвальд Юрий Александрович (1928-1993), литературовед – 631...
Входимость: 22. Размер: 30кб.
Часть текста: Н. С. Гумилева с О. Н. Высотской. — Театр. 1994. № 4. С. 87-88. Письмо С. М. Городецкого - В. В. Гиппиусу о подготовке к изданию сборника А. А. «Вечер» — Фед. чт. 1979. С. 112. Января 16 Запись П. Н. Лукницкого: «А. А. с А. И. Гумилевой была в Больш<ом> зале Консерватории: Итальян<ская> опера. “Гугеноты”. <...> Из Консерватории А. А. пошла в “Брод<ячую> собаку” <на вечер “Радуясь Юрию Юрьеву, «Бродячая собака» лает”>». — РНБ. Ф. 1073. № 1788. Л. 12. Ср.: ПК НО. 1983. C. 181. Января 30 В газете «Речь» напечатана рецензия С. М. Городецкого на альманах «Аполлон» с упоминанием «о прелестных стихотворениях Анны Ахматовой, полных такой близости к интимному переживанию, такого острого аромата женской жизни». Января 31 Письмо Н. В. Кузнецова – Ю. Л. Слёзкину: «Недавно целый день проболтался с Кузминым. <…> Отправились к Городецким, там были Белый с женой и Гумилевы, оттуда после блинов отправились в “Аполлон”». — Тименчик. 98. С. 414. Январь В журнале «Новая жизнь» № 1 напечатано стих. «Я пришла сюда, бездельница...». Дарственная надпись на кн.: Иванов Г. В. Отплытие на о. Цитеру. Поэзы. Кн. 1. СПб.,1912: «Анне Андреевне Ахматовой. (Ах, что же еще могу я написать?). Автор. СПб. Январь 1912». — Лесман. С. 103. Февраля 1 Заседание «Цеха поэтов» в Царском Селе у...
Входимость: 22. Размер: 54кб.
Часть текста: интересуют преимущественно личные отношения Ахматовой и Блока; другие считают неэтичным углубляться в интимную биографию художника и рассматривают их взаимоотношения преимущественно в историко-литературном плане, старательно оставляя в стороне биографические вопросы; третьи ограничивают свою задачу сопоставлением текстов поэтических произведений Блока и Ахматовой, выявлением влияний, явных и скрытых цитат и перекличек. Каждый из этих подходов является, на наш взгляд, необходимым, но ни один из них не является достаточным. Для того, чтобы представить себе историю формирования и развития блоковской легенды в творчестве Ахматовой во всей ее сложности и противоречивости, необходимо, как нам представляется, привлечь к рассмотрению все относящиеся к этой теме сведения и факты - творческие, биографические, текстовые и внетекстовые. Задачей настоящей работы является рассмотрение в хронологической последовательности всех доступных нам сведений, касающихся поставленной темы, полученных из опубликованных и неопубликованных источников и из работ наших предшественников. Разумеется, такое рассмотрение не исчерпает названной темы. Она и в принципе представляется неисчерпаемой. Мы хотели бы лишь внести посильный вклад в ее разработку. * * * Понятие легенды неоднозначно. Термин "легенда" применительно к истории своих отношений с Блоком употребляла сама Ахматова. "Вторая "легенда", с которой я прошу моих...
Входимость: 17. Размер: 96кб.
Часть текста: сравнивая раннюю и позднюю лирику Ахматовой, подчеркивает преобладание зрительных впечатлений в первой и слуховых - во второй. Поэтический мир ранней Ахматовой представлен "как видимый по преимуществу, воспринимаемый зрительно", а "мир поздней Ахматовой описывается как звуковой, слышимый мир" (с. 173, 175). Соглашаясь с тем, что звуковые феномены играют в поздних ахматовских стихах более важную роль, чем в ранних, хочется все же оспорить резкость проведенного Т. Цивьян разграничения. Думается, что поэтический мир Ахматовой никогда не был беззвучным. Безветренный, сухой морозный воздух Так каждый звук лелеял и хранил. Что мнилось мне: молчанья не бывает. Эти строки из "Эпических мотивов", возникшие в 1914-1916 годах, не исключительны для стихов раннего периода, как и строки из поэмы "У самого моря", приведенные в эпиграфе к этому очерку. Кажется, нет оснований считать, что в поэтическом мире ранней Ахматовой "то, что звучит и воспринимается на слух, представляет собой скорее аккомпанемент, дополняющий зрительное описание и часто имеющий орнаментальное значение" (с. 174). Поэт, для которого "молчанья не бывает", вряд ли бы отвел слышимому роль аккомпанемента или декорации для увиденного. Подтверждением может...
Входимость: 14. Размер: 61кб.
Часть текста: реализма" (статья "Символизм", 1909). Белый не отрицал значения произведений крупнейших писателей-реалистов - Гоголя, Достоевского, Некрасова, Толстого, Чехова, высказав плодотворную мысль: "Истинно глубокий художник уже не может быть назван ни символистом, ни реалистом в прежнем смысле" (статья "Чехов", 1904). Однако весь ход развития мирового искусства виделся ему как "медленное, но верное оглавление образов действительности. <...> Приближаясь к музыке, художественное произведение становится и глубже, и шире" (статья "Формы искусства", 1902). Младосимволисты обнаруживали в предметах и событиях "тайные знамения великой и несказанной музыки духа" (Вяч. Иванов), "знамения иной действительности" (Андрей Белый), а символизм уже именовался "религиозным исповеданием, имеющим свои догматы" (Андрей Белый. Символизм. Кн. статей. М., 1910. С. II), что противоречило их программным заявлениям о свободе творчества, которая не дается "извне никакими законами". Андрей Белый даже сетовал на отсутствие в русской литературе "строго символического произведения" (Арабески. Кн. статей. М., 1911. С. 400). А между тем, Александр Блок заметил в статье "О лирике" (1907): "Никакие тенденции не властны над поэтами". Догматизм и противоречивость основных положений нового философско-эстетического учения предопределили кризис символизма на рубеже 1900-х-1910-х гг. Анна Ахматова никогда не смыкалась в рамках одного литературного течения, но она пошла навстречу акмеизму, декларировавшему близкие ей принципы поэтического познания мира. Сначала же были "Башня" Вячеслава Иванова и гумилевский Цех поэтов. На "Башне" весной 1911 года она познакомилась с совсем еще юным Осипом Мандельштамом, поразившим ее вдохновенными речами о поэзии. Ахматова больше молчала, сопереживая ему, наполненному звуками и...
Входимость: 13. Размер: 74кб.
Часть текста: перестала нервничать, собралась и из вагона вышла «победительницей жизни». С новой прической – парижская атласная челка. И в новом парижском туалете. Прощай, белое старомодное платье, в котором три месяца назад щеголяла в столице европейской моды! Глубоко запрятанное смятение и нарочитая победительность выглядели, видимо, столь непонятно, что горбатенькая прислужница при дамской комнате в Бежецке, знавшая всю округу в лицо, отказалась признать в заграничной штучке молодую барыню, приезжавшую к сестрам Львовым еще прошлым летом. И даже сказала кому-то: «К слепневским господам хранацужанка приехала». Анна рассмеялась, развеселилась, но на подъезде к усадьбе опять запаниковала. Паника оказалась напрасной: ни одна из придуманных версий не пригодилась. Анна Ивановна встретила беглую невестку почти благодушно, как если бы та воротилась всего лишь из Киева. Да и Гумилев ни капельки не походил на измученного черной ревностью обманутого мужа. Скользнул глазами по ее...
Входимость: 12. Размер: 71кб.
Часть текста: "Я всем прощение дарую..." Ахматовский сборник. - М. -СПб.: Альянс-Архео, 2006. - С. 142-168. Поэма любви в стихах Анны Ахматовой Середина и конец 1910-х гг. - время стремительно развивающегося литературного процесса не только в столицах, но и в провинции. Особое место в ряду небольших, но "литературно значимых" городов, как известно, занимает Одесса. Именно в эти годы здесь начинают свою деятельность те авторы, чье творчество будет определять литературный процесс 1920 - 1930-х гг. В течение нескольких лет в Одессе существовал (одновременно или сменяя друг друга) целый ряд литературных объединений ("Студенческий литературно-художественный кружок", "Бронзовый гонг", "Коммуна поэтов", "Коллектив поэтов", кафе поэтов "Хлам", "Пеон IV"). С 1918 г. важную роль в культурной жизни города играет литературно-художественный кружок, вдохновителями и активными участниками которого были молодые одесские поэты и прозаики; большая часть из них ранее входила в "Студенческий литературно-художественный кружок". Называлось это объединение "Зеленая лампа". По свидетельству Р. Александрова, официального списка членов кружка не сохранилось, а возможно, и не существовало, но "старые афиши, газетные объявления, воспоминания современников позволяют считать "Зеленую лампу" самым представительным литературным объединением Одессы конца 1910-х - начала 1920-х годов"1*. В коллектив "Зеленой лампы" входили: Валентин Катаев, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Зинаида Шишова, братья Борис и Исидор Бобовичи, Анатолий Гамма, Александр Биск, Владимир Дитрихштейн, братья Георгий и Вадим Долиновы, Иван Мунц, Леонид...
Входимость: 11. Размер: 83кб.
Часть текста: сущности Петербург Достоевского" 4 , - писала Ахматова, справедливо считая, что с начала 80-х до середины 90-х годов XIX века город почти не изменился. Россия Достоевского. Луна Почти на четверть скрыта колокольней. Торгуют кабаки, летят пролетки, Пятиэтажные растут громады В Гороховой, у Знаменья, под Смольным. Везде танцклассы, вывески менял, А рядом: "Henriette", "Basile", "Andre" И пышные гроба: "Шумилов-старший". Но, впрочем, город мало изменился. Не я одна, но и другие тоже Заметили, что он подчас умеет Казаться литографией старинной, Не первоклассной, но вполне пристойной, Семидесятых кажется годов. Особенно зимой, перед рассветом Иль в сумерки - тогда за воротами Темнеет жесткий и прямой Литейный, Еще не опозоренный модерном, И визави меня живут - Некрасов И Салтыков… Обоим по доске Мемориальной... 2* Город, который она считала своим, населен дорогими ей писателями и поэтами. Она прекрасно знала и с детских лет любила Некрасова. Но именами Салтыкова и Некрасова не исчерпывается перечень тех, кто жил и бывал в разное время поблизости от дома, где многие годы жила Ахматова 3* . В доме № 24 по Литейному пр. жили Н. С. Лесков, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. ...
Входимость: 11. Размер: 79кб.
Часть текста: в Санкт-Петербурге. - СПб., 2007. - С. 209-235. "Пленительный город загадок" и "Волшебный Витебск": Анна Ахматова и Марк Шагал 1 I Творчество Шагала Ахматова любила с юности. Описывая свои парижские впечатления 1910-1911 гг., она вспоминала: "Марк Шагал уже привез в Париж свой волшебный Витебск…" 2 По свидетельствам собеседников Ахматовой 1960-х гг., она относилась к Шагалу "как к великому художнику-современнику" 3 , "Очень высоко Анна Андреевна ставила искусство Марка Шагала, а затем - Фалька, Штеренберга, Тышлера" 4 . В 1942 г. в разговоре с Лидией Чуковской Ахматова оценила как "замечательные, первоклассные" стихи поэтессы Рахили Баумволь, которые тогда переводила с идиша Елизавета Тараховская 5 . На слова Чуковской, "что стихи - как-то родственны Квитко, так же материален мир и так же все наивно", Ахматова возразила: "Нет, не наивно, по-моему <…> а с нарочитым примитивизмом. Этакий...