Поиск по творчеству и критике
Cлово "1979"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. Указатель имен
Входимость: 17. Размер: 194кб.
2. Кац Б.,Тименчик Р.: Анна Ахматова и музыка (исследовательские очерки). Нотография (составитель Б. Розенфельд).
Входимость: 10. Размер: 87кб.
3. Хренков Дмитрий. Анна Ахматова в Петербурге - Петрограде - Ленинграде. Литература
Входимость: 5. Размер: 6кб.
4. Муравьев В. С.: Воспоминания об Анне Ахматовой (Беседа с О. Е. Рубинчик 23 марта 2000 г.). Примечания
Входимость: 5. Размер: 122кб.
5. Клинг О. А.: Художественные открытия Брюсова в творческом осмыслении А. Ахматовой и М. Цветаевой
Входимость: 4. Размер: 31кб.
6. Кихней Л.Г.: Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. Литература
Входимость: 4. Размер: 15кб.
7. Крисанова Е. В.: Фонетические портреты А. Ахматовой и Б. Пастернака (консонантизм)
Входимость: 4. Размер: 53кб.
8. Кихней Л.Г.: Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. Глава 3. Идея "собирания мира" как основа "интегральной поэтики" "Тростник", "Нечет", "Бег времени", "Поэма без героя"
Входимость: 4. Размер: 125кб.
9. Чeрных В. А.: Блоковская легенда в творчестве Анны Ахматовой
Входимость: 3. Размер: 54кб.
10. Салма Наталья: Анна Ахматова и Иннокентий Анненский
Входимость: 3. Размер: 20кб.
11. Кривулин В. Б.: Воспоминания об Анне Ахматовой. Примечания. Страница 3
Входимость: 3. Размер: 58кб.
12. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1912
Входимость: 3. Размер: 30кб.
13. Тименчик Р. Д.: Анна Ахматова и Пушкинский Дом
Входимость: 3. Размер: 40кб.
14. Венцлова Томас: Воспоминания об Анне Ахматовой
Входимость: 3. Размер: 100кб.
15. Мешков В.: Анна Ахматова, броненосец "Потемкин" и Евпатория
Входимость: 2. Размер: 41кб.
16. Вербловская И.: Горькой любовью любимый. Петербург Анны Ахматовой. Именной указатель
Входимость: 2. Размер: 55кб.
17. "Скрытые музыки" в "Поэме без героя" (Б. Кац). 4. Призрак "Пиковой дамы"
Входимость: 2. Размер: 52кб.
18. Баженов Марк: Москва и москвичи в жизни и творчестве Анны Ахматовой
Входимость: 2. Размер: 49кб.
19. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1964
Входимость: 2. Размер: 141кб.
20. Кралин Михаил: Победившее смерть слово. Некрасовская традиция у Анны Ахматовой
Входимость: 2. Размер: 34кб.
21. Кихней Л. Г., Темиршина О. Р.: "Поэма без героя" Анны Ахматовой и поэтика постмодернизма
Входимость: 2. Размер: 32кб.
22. Молок Юрий: Камея на обложке
Входимость: 2. Размер: 57кб.
23. Рыбакова Ольга: Грустная правда
Входимость: 2. Размер: 13кб.
24. Ахвердян Г. Р.: "И кто автор, и кто герой…"
Входимость: 2. Размер: 30кб.
25. Лосев Лев: "Страшный пейзаж": маргиналии к теме Ахматова / Достоевский
Входимость: 2. Размер: 44кб.
26. Аникин А. Е.: Чудо смерти и чудо музыки
Входимость: 2. Размер: 43кб.
27. Аникин А. Е.: Ахматова и Анненский. О "петербургском" аспекте темы
Входимость: 2. Размер: 23кб.
28. Коваленко Светлана: Анна Ахматова. Часть II. Глава третья. Автобиографическая проза Анны Ахматовой
Входимость: 2. Размер: 77кб.
29. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1952
Входимость: 2. Размер: 25кб.
30. Шилов Лев: Звучащее собрание сочинений Анны Ахматовой
Входимость: 2. Размер: 42кб.
31. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1914
Входимость: 2. Размер: 48кб.
32. Симченко О. В.: Тема памяти в творчестве Анны Ахматовой
Входимость: 2. Размер: 43кб.
33. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1959
Входимость: 2. Размер: 46кб.
34. Павел Николаевич Лукницкий. Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой. Том 2. Часть 10.
Входимость: 2. Размер: 34кб.
35. Гончарова Н. Г.: А. Ахматова и Г. X. Андерсен
Входимость: 2. Размер: 56кб.
36. "Скрытые музыки" в "Поэме без героя" (Б. Кац). 5. "Призрак музыки": к проблеме музыкальности "Поэмы без героя"
Входимость: 2. Размер: 100кб.
37. Кривулин В. Б.: Воспоминания об Анне Ахматовой. Примечания. Страница 2
Входимость: 2. Размер: 64кб.
38. Кравцова Ирина: "Северные элегии" Анны Ахматовой (опыт интерпретации целого)
Входимость: 2. Размер: 26кб.
39. Державина В. Ф.: Севастопольские родственники А. Ахматовой: Арнольд
Входимость: 1. Размер: 8кб.
40. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1906 - 1909
Входимость: 1. Размер: 25кб.
41. Михайлова Галина: "Миф о поэте" Анны Ахматовой в западноевропейском литературном контексте: интертекстуальный анализ
Входимость: 1. Размер: 86кб.
42. Крючков В.П.: Русская поэзия XX века. Владимир Высоцкий
Входимость: 1. Размер: 51кб.
43. Абрамян Наталья: "Облики иного"
Входимость: 1. Размер: 18кб.
44. Полтавцева Н. Г.: Анна Ахматова и культура "Серебряного Века"
Входимость: 1. Размер: 48кб.
45. Кихней Л. Г.: "Родословная" "Поэмы без героя" Анны Ахматовой: к мотивации интертекстов
Входимость: 1. Размер: 61кб.
46. Обухова Ольга: Анна Ахматова и русская философия неоидеализма. Некоторые параллели
Входимость: 1. Размер: 38кб.
47. Марченко Алла: Ахматова - жизнь. Интермедия восьмая (июнь 1941 – декабрь 1942)
Входимость: 1. Размер: 95кб.
48. Куприянов Д. В.: Слепнево и Бежецк в жизни поэта
Входимость: 1. Размер: 34кб.
49. Ахвердян Г. Р.: О стихотворении Анны Ахматовой "Отрывок"
Входимость: 1. Размер: 10кб.
50. Кихней Л. Г.: Заголовочно-финальный комплекс как потаенный шифр в стихах Ахматовой 1920-40-х годов
Входимость: 1. Размер: 33кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. Указатель имен
Входимость: 17. Размер: 194кб.
Часть текста: 521, 531, 540, 585 Аввакум Петрович (1620 или 1621-1682), протопоп - 169 Авдеенко Александр Остапович (1908-1982), писатель – 575, 576 Авдотья – см. Лопухина Е. Ф. Аверьянова Лидия Ивановна (1905-1941), поэтесса, переводчица - 254 Авраменко Илья Корнильеви ч (1907-1973), поэт – 325, 331, 332, 445, 525 австралийка – см. Райт Дж. Адамович Георгий Викторович (1892-1972), поэт - 106, 149, 152, 158, 160, 181, 202, 275, 278, 606, 628, 686, 693 Адамович Татьяна Викторовна (1892-1970), педагог – 88, 94-96 Аджубей Алексей Иванович (1924-1993), главный редактор газеты «Известия», зять Н. С. Хрущева - 647 Адмони Владимир Григорьевич (1909-1993), филолог, поэт – 379, 381, 393, 504, 511, 526, 533, 561, 563, 564, 572, 573, 597, 624, 649, 653, 659, 671, 679, 690-692, 696 Азадовский Константин Маркович (р. 1941), литературовед – 110, 692 Айбек (Ташмухамедов Муса, 1904-1968), узбекский писатель - 395 Айзенман Татьяна Семеновна (1914-1993), искусствовед – 510, 517, 526, 527, 533, 540, 547, 550, 623, 630, 643, 702, 705, 706 Айхенвальд Юлий Исаевич (1872-1928), литературный критик – 151, 159, 170 Айхенвальд Юрий Александрович (1928-1993), литературовед – 631 Акимова Софья Владимировна (1887-1972), певица - 163 Аксель – см. Бекман А. Ф....
2. Кац Б.,Тименчик Р.: Анна Ахматова и музыка (исследовательские очерки). Нотография (составитель Б. Розенфельд).
Входимость: 10. Размер: 87кб.
Часть текста: Нотография Предлагаемый вниманию читателя первый опыт нотографин произведений на стихи Ахматовой состоит из основного раздела и ряда дополнений. В основном разделе представлены музыкальные сочинения, в которых тем или иным образом использованы стихи Анны Ахматовой. Сочинения располагаются в алфавитном порядке композиторских фамилий. Выходные данные опубликованных сочинений указываются в основном по первым изданиям. При несовпадении названия музыкального сочинения с названием стихотворения Ахматовой последнее указывается в скобках. В тех случаях, когда под одним названием фигурируют разные стихи, в скобках приводится также первая строка стихотворения. Поскольку подавляющее большинство сочинений написано для голоса с фортепиано, постольку указание на этот состав приводится только в описаниях изданных сочинений. Прочие составы указываются при описании рукописей. По возможности даются сведения о времени создания и о первом исполнении произведения, а также об отражении его в музыкально-критической литературе. В конце основного раздела называются музыкальные сочинения, данные о которых не удалось уточнить. В публикуемый вариант нотографии не вошли сочинения, использующие стихотворные переводы Анны Ахматовой. К основному разделу добавлены: а) указатель композиторов, применивших в своих сочинениях различные хоровые, инструментально-ансамблевые и оркестровые составы; б) алфавитный указатель стихотворений Ахматовой, положенных на...
3. Хренков Дмитрий. Анна Ахматова в Петербурге - Петрограде - Ленинграде. Литература
Входимость: 5. Размер: 6кб.
Часть текста: Ахматова Анна. О Пушкине: Статьи и заметки. Л., 1977. Ахматова Анна. Тайны ремесла. М., 1986. Ахматова Анна. Сочинения в двух томах. М., 1986, Ахматова А., Гумилев Н. Стихи и письма. - Новый мир, 1986, № 9. Корейская классическая поэзия / Пер. А. Ахматовой. М., 1958. Голоса поэтов: Стихи зарубежных поэтов в переводе А. Ахматовой. М., 1965. Классическая поэзия Востока / Пер. А. Ахматовой. М., 1969. Из армянской поэзии / Пер. А. Ахматовой. Ереван, 1976. Алигер М. В последний раз. - Москва, 1974, № 12. Арватов Б. Гражданка Ахматова и товарищ Коллонтай. - Молодая гвардия, 1923, № 4. Бабаев Э. На улице Жуковской. - Лит. обозр., 1985, № 7. Бажан М. "Этна-Таормина". - Дружба народов, 1979, № 8. Баженов М. "И мы сохраним тебя, русская речь..." - Рус. речь, 1982, № 1. Баталов А. Рядом с Ахматовой. - Нева, 1984, № 3. Бражнин И. Обаяние таланта. - Новый мир, 1976, № 12. Будыко Ю. История одного посвящения. - Рус. лит., 1984, № 1. Виленкин В. Воспоминания с комментариями. М., 1982. Виленкин В. В сто первом зеркале. М., 1987. Виноградов В. О поэзии А. Ахматовой: Стилистические наброски. Л., 1925. Герштейн Э. В Замоскворечье. - Лит. обозр., 1985, № 7. Гинзбург Л. О старом и новом. Л., 1982. Городецкий С. Некоторые течения в современной русской поэзии. - Аполлон, 1913, № 1. Грякалова Н. Фольклорные традиции в поэзии Анны Ахматовой. - Рус. лит., 1982, № 1. Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. Л., 1968. Енишерлов В. Анна Ахматова. - Огонек, 1979, № 25. Жирмунский В. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973. Жирмунский В. Анна Ахматова и Александр Блок. - Рус. лит., 1970, № 3. Ильина Н. Анна Ахматова в последние годы ее жизни. - Октябрь, 1977, № 2. Коллонтай А. Письма к трудящейся молодежи. - Молодая гвардия, 1943, № 2 (9). Колобаева Л. И мужество и женственность. - Лит. учеба, 1980, № 1. Коншина Т. Воспоминания об Анне Ахматовой. - Звезда, 1979, № 6. Крюков А. Тверское уединение. - Волга, 1981, № 3....
4. Муравьев В. С.: Воспоминания об Анне Ахматовой (Беседа с О. Е. Рубинчик 23 марта 2000 г.). Примечания
Входимость: 5. Размер: 122кб.
Часть текста: с О. Е. Рубинчик 23 марта 2000 г.) Примечания Примечания 1. Музей Анны Ахматовой благодарит Литературный музей в лице Л. А. Шилова, С. Н. Филиппова и его съемочной группы за осуществление видеозаписи. 2. Рассказ А. И. Солженицына "Щ-854 (Один день одного зэка)" с прямого разрешения Н. С. Хрущева был опубликован в 11-м номере журнала "Новый мир" за 1962 г. - с некоторыми уступками требованиям цензуры, под названием "Один день Ивана Денисовича". Затем рассказ вышел в издательстве "Советский писатель" (100 тыс. экз.) и в "Роман-газете" (700 тыс.). Однако в 1971-1972 гг. все эти издания были изъяты из библиотек. 3. Заболоцкий Николай Алексеевич (1903-1958) - поэт, переводчик, мемуарист. Участвовал в создании группы ОБЭРИУ (Объединение реального искусства). Его первый сборник стихов "Столбцы" (1929) был встречен резкой критикой со стороны РАПП`а, но высоко оценен знатоками поэзии. Сборник "Стихотворения. 1926-1932", уже набранный ...
5. Клинг О. А.: Художественные открытия Брюсова в творческом осмыслении А. Ахматовой и М. Цветаевой
Входимость: 4. Размер: 31кб.
Часть текста: которые так осмысляют существо творческих связей Ахматовой и Брюсова: "Ахматовская оценка всего литературного дела Брюсова... не может быть исчерпана в терминах "читательского восприятия" и требует осознания ее связей с поэтической программой Ахматовой" 2. Это положение вполне распространимо и на связи брюсовской поэтики с Цветаевой, с другими поэтами, пришедшими в литературу в постсимволистскую эпоху. Можно определенно сказать, что без изучения скрытых, глубинных связей художественных систем внешне противоположных на первый взгляд поэтов, наше представление о литературном процессе XX века будет неполным. Как пишет современный теоретик литературы Г. Белая, "важно исследовать скрытую фазу усвоения стилевого опыта, когда только формируется тип личности художника и его мировоззрение" 3. Это позволит увидеть художественные открытия Брюсова в движении, позволит поставить вопрос об исторической продуктивности стиля Брюсова. Выявить художественные открытия Брюсова было бы проще на материале ближайших учеников Брюсова, однако не эпигоны, а большие художники определили литературное развитие XX века, не в творчестве эпигонов, а в творчестве Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Маяковского и других поэтов подтвердилось значение художественных открытий Брюсова. Художники, пришедшие в искусство в конце 900-х годов, ясно осознавали, что для того, чтобы рассказать по-новому о новом мире, уже непригоден классический стиль. Все они обращаются к поэтическому арсеналу символизма. Особое значение для молодых поэтов имело творчество Брюсова, в котором наиболее рельефно обнажился стиль эпохи, стилевая доминанта времени. Примечательно, что ко времени окончательного формирования творческой манеры Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Мандельштама, Есенина, многих других художников уместнее говорить о влиянии Блока. В 900-е годы, когда только складывался тип личности и видение молодых поэтов, первостепенным было влияние Брюсова. Показательны в...
6. Кихней Л.Г.: Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. Литература
Входимость: 4. Размер: 15кб.
Часть текста: Ахматова А. Сочинения: В 2 т. / Сост. и примеч. М. М. Кралина. М., 1990. Ахматова А. Сочинения: В 2 т. М., 1987. Ахматова А. Сочинения: В 3 т. Т. 3. Paris, 1983. Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Сост. и примеч. В. М. Жирмунского. Л., 1979. (Библиотека поэта. Большая серия). Ахматова А. Отрывок из перевода "Макбета" // Литературное обозрение, 1989. № 5. С. 18-21. Бабаев Э. "На улице Жуковской..." // Воспоминания об Анне Ахматовой. М., 1991. С. 404-419. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М., 1979. Берлин И. Из воспоминаний "Встречи с русскими писателями" // Воспоминания об Анне Ахматовой. М., 1991. С. 436-459. Бернштейн И. А. Скрытые циклы в лирике Ахматовой // Царственное слово: Ахматовские чтения. Вып. 1. М., 1992. С. 89-102. Борхес Х. Л. Коллекция: Рассказы; Эссе; Стихотворения. СПб., 1992. Ботвинник М. Н. Мидас // Мифы народов мира. М., 1988. Т. 2. С. 150. Бройтман С. Н. Проблема диалога в русской лирике первой половины XIX века. Махачкала, 1983. Виленкин В. В сто первом зеркале. 2-е изд., доп. М., 1990. Виноградов В. В. О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски) // Виноградов В. В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. М., 1976. С. 369-508. Вулис А. Литературные зеркала. М., 1991. Гинзбург Л. О лирике. М., 1974. Гинзбург Л. Человек за письменным столом: Эссе. Из воспоминаний. Четыре повествования. Л., 1989. Городецкий С. М. Некоторые течения в современной...
7. Крисанова Е. В.: Фонетические портреты А. Ахматовой и Б. Пастернака (консонантизм)
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Часть текста: портреты А. Ахматовой и Б. Пастернака (консонантизм) Philologica, 1998, т. 5, № 11/13, 155—175. Фонетические портреты А. Ахматовой и Б. Пастернака (консонантизм) 1. Предварительные замечания Составление фонетических портретов может преследовать разные цели. Так, например, С. Н. Борунову (1986) произношение актера И. М. Москвина интересовало не с чисто орфоэпической точки зрения, но как один из аспектов проблемы сценической речи, и потому использование Москвиным тех или иных произносительных вариантов рассматривалось, в первую очередь, как средство создания сценического образа. В "Истории русского литературного произношения XVIII-XX вв." (Панов 1990) фонетические портреты, по мысли автора, призваны иллюстрировать орфоэпические законы той или иной эпохи в их конкретном воплощении 1 . Разнородностью привлеченного материала обусловлено многообразие затронутых аспектов: в одних случаях выводы М. В. Панова касаются бытовой разговорной речи информанта (таковы, в частности, портреты А. А. Реформатского или О. О. Садовской), в других случаях исследователь обращается к индивидуальным особенностям исполнения стихов, к экспрессивной функции произношения, к проблеме фонетической стилистики (портреты В. Н. Яхонтова и А. А. Вознесенского). Цель моей работы иная. Составление фонетических портретов Ахматовой и Пастернака было для меня хотя и трудоемкой, но всего лишь вспомогательной задачей, - это часть большого исследования, посвященного специфике распределения согласных в стихе в отличии от прозы. Характер этого исследования обусловил границы орфоэпического описания: за его пределами остались вся суперсегментная фонетика и фонетика гласных 2 . Вместе с тем анализ проводился с большой степенью детализации и учитывал не только фонетические, но и морфологические...
8. Кихней Л.Г.: Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. Глава 3. Идея "собирания мира" как основа "интегральной поэтики" "Тростник", "Нечет", "Бег времени", "Поэма без героя"
Входимость: 4. Размер: 125кб.
Часть текста: воплотившаяся в пафосе сопротивления разрушительным тенденциям, действующим в социуме и культуре. Поэтическое осмысление действительности происходит в трех взаимосвязанных аспектах: историческом, морально-личностном и культурно-философском. Рассмотрение поздней ахматовской поэзии в каждом из этих аспектов позволит выявить ее системообразующие начала, объяснить жанрово-стилевые закономерности. Исторический аспект творчества Ахматовой первым обозначил К. И. Чуковский, назвав ее "мастером исторической живописи" (Чуковский, 1967. С. 738-739). Ср. с новейшей работой об историзме Ахматовой: Топоров, 1990). Потребность исторически выверенной оценки прошлого и настоящего у Ахматовой возникает в связи с тем, что формы восприятия действительности у большинства ее современников к середине 30-х годов были деформированы. В условиях, когда распадается связь времен и "акции личности в истории падают", когда официальной идеологией переписывалась история и планомерно насаждался утопический миф о настоящем, Ахматова берет на себя роль свидетеля и историографа. Она ставит перед собой задачу восстановить истину: запечатлеть прошлое и настоящее без утопических иллюзий. Эффект исторической достоверности достигается двумя путями. Первый, - как было указано еще Чуковским, - обозначение точных дат. Все существующее или существовавшее ранее отныне представляется ей помещенным в конкретный отрезок времени (ср.: "Красавица тринадцатого года", "Коломбина десятых годов", "Маяковский в 1913 году", "Ленинград в марте 1941 года", "В сороковом году"). И второй - апеллирование к чужому свидетельству, к точке зрения современников, очевидцев событий, которые могут подтвердить ее взгляд на...
9. Чeрных В. А.: Блоковская легенда в творчестве Анны Ахматовой
Входимость: 3. Размер: 54кб.
Часть текста: и рассматривают их взаимоотношения преимущественно в историко-литературном плане, старательно оставляя в стороне биографические вопросы; третьи ограничивают свою задачу сопоставлением текстов поэтических произведений Блока и Ахматовой, выявлением влияний, явных и скрытых цитат и перекличек. Каждый из этих подходов является, на наш взгляд, необходимым, но ни один из них не является достаточным. Для того, чтобы представить себе историю формирования и развития блоковской легенды в творчестве Ахматовой во всей ее сложности и противоречивости, необходимо, как нам представляется, привлечь к рассмотрению все относящиеся к этой теме сведения и факты - творческие, биографические, текстовые и внетекстовые. Задачей настоящей работы является рассмотрение в хронологической последовательности всех доступных нам сведений, касающихся поставленной темы, полученных из опубликованных и неопубликованных источников и из работ наших предшественников. Разумеется, такое рассмотрение не исчерпает названной темы. Она и в принципе представляется неисчерпаемой. Мы хотели бы лишь внести посильный вклад в ее разработку.  * * * Понятие легенды неоднозначно. Термин "легенда" применительно к истории своих отношений с Блоком употребляла сама Ахматова. "Вторая "легенда", с которой я прошу моих читателей распроститься навсегда, писала она в поздних автобиографических заметках, относится к моему так называемому "роману" с Блоком..." 3 ; "Из чего была состряпана легенда о романе, просто ума не приложу, но что она нравилась и ее хотели, это несомненно" 4 . Понятие "легенда" употреблено здесь Ахматовой в очень узком,...
10. Салма Наталья: Анна Ахматова и Иннокентий Анненский
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Часть текста: особая отточенность, классичность, сжатость и даже афористичность их стиля и манеры художественного изображения, запечатлевающего кульминационный момент напряженной работы мысли и потому не терпящего никакой "подготовки", отступлений или возвратов. И Анненский, и Ахматова начинают обычно in medias res, причем у Ахматовой это часто эксплицируется таким зачином стихов, который нарушает все общепринятые нормы приступа к теме. Например: "А там мой мраморный двойник"(1911); "А тот, кого учителем считаю" ("Учитель", 1945); "А так как мне бумаги не хватило" (Посвящение к "Поэме без героя", 1940-1962), или: "И когда друг друга проклинали" (1909); "И на ступеньки встретить" (1913); "И комната, в которой я болею" (1944), или: "Но сущий вздор, что я живу грустя" "Подвал памяти", (1940); "Но я предупреждаю вас" (1940). Оба интеллектуально и морально автономны, т. е. думают, видят и чувствуют, осмысляют создавшееся положение, занимают ту или иную духовную позицию, не становясь ни рабами обстоятельств, ни медиумами чужой воли или моды, ни жертвами официальных идеологий или собственной душевной деформированности. Оба по-пушкински, или по-блоковски, аристократичны: будучи людьми независимыми, обладающими, в той мере, в какой это позволяет сделать горизонт исторического мышления, подлинно свободным видением проблем, они отнюдь не требуют этого от того, кто таким видением не обладает, и обращаются к "ты" с мудро-снисходительной иронией или даже с участием. У Ахматовой: Чутко внимаю бездумным рассказам. Не научился ты только молчать. Знаю, таким вот, как ты, сероглазым Весело жить и легко умирать1. ("Снова со мной ты. О мальчик-игрушка", 1911) У Анненского: В твоих глазах упрека нет: Ты туч закатных догоранье И сизо-розовый отсвет Встречаешь, как...