Поиск по творчеству и критике
Cлово "DANCE"
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: "в Поэму не пустили". Так, читая стихотворение "Петербург в 1913 году": За заставой воет шарманка. Водят мишку, пляшет цыганка... - нельзя вновь не услышать музыку "Петрушки" Стравинского: звучание шарманок образует эффектнейшие моменты первой картины балета, появление поводыря с медведем и купца с пляшущими вокруг него цыганками - не менее заметные эпизоды из четвертой картины, чем упомянутая в основном тексте пляска конюхов и кучеров. В другой "дополнительной" строфе ("Институтка, кузина, Джульетта...") строка о гибели цыганки: Нем твой бубен, моя цыганка, - заставляет вспомнить то поразительное звучание, которого добился Стравинский, вписав в партитуру (в эпизоде "Петрушка падает с разбитым черепом") экстраординарное указание исполнителю: "Уронить бубен на пол". Между прочим, гибели Петрушки в балете Стравинского предшествует длительно нагнетаемое напряжение пляски ряженых. С появления ряженых, как известно, начинается действие "Петербургской повести"; испуг автора их появлением отражен, в частности, в строке: "С детства ряженых я боялась..." Конечно, ряженые в "Поэме без героя" носят весьма изысканные маски ("Этот Фаустом, тот Дон-Жуаном...") в отличие от простонародных масленичных масок у Стравинского типа свиньи или козы. Но общая маска в двух вереницах ряженых все же находится - балагурству Черта в балете Стравинского соответствует в поэме: Хвост запрятал под фалды фрака... Как он хром и изящен!.. Однако Я надеюсь, Владыку Мрака Вы не смели сюда ввести? Появление ряженых как предвестье гибели, безусловно, можно считать общим мотивом балета Стравинского и поэмы Ахматовой. На общность других подобных мотивов конспективно указывает Т. Цивьян в примечании к статье "Ахматова и музыка", справедливо сравнивая треугольник, выстроенный в поэме (героиня, "Коломбина...