Поиск по творчеству и критике
Cлово "DOMINI"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Хейт Аманда. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. Глава вторая. 1914-1924
Входимость: 12. Размер: 85кб.
2. Кихней Л.Г.: Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. Глава 2. Мифопоэтическое начало в творчестве Ахматовой "Белая стая", "Подорожник", "Anno Domini"
Входимость: 10. Размер: 82кб.
3. Кац Б.,Тименчик Р.: Анна Ахматова и музыка (исследовательские очерки). Нотография (составитель Б. Розенфельд).
Входимость: 9. Размер: 87кб.
4. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1922
Входимость: 9. Размер: 62кб.
5. Мочульский Константин: Анна Ахматова "Anno Domini"
Входимость: 8. Размер: 15кб.
6. Лелевич Г.: Анна Ахматова (беглые заметки)
Входимость: 8. Размер: 54кб.
7. Рубинчик Ольга: Анна Ахматова и советская цензура (статья первая)
Входимость: 8. Размер: 31кб.
8. Павловский Алексей: Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Глава 3. 20-е и 30-е годы
Входимость: 7. Размер: 125кб.
9. Гаспаров М. Л.: Стих Ахматовой: четыре его этапа
Входимость: 7. Размер: 18кб.
10. Бернштейн И.: Первый реквием Анны Ахматовой
Входимость: 7. Размер: 27кб.
11. Мусатов В.: "Я еще пожелезней тех"
Входимость: 6. Размер: 125кб.
12. Кихней Л. Г., Галаева М. В.: Локус "дома" в лирической системе Анны Ахматовой
Входимость: 5. Размер: 28кб.
13. Кихней Л. Г.: Заголовочно-финальный комплекс как потаенный шифр в стихах Ахматовой 1920-40-х годов
Входимость: 5. Размер: 33кб.
14. Юрий Анненков. Анна Ахматова. Из книги "Дневник моих встреч"
Входимость: 5. Размер: 44кб.
15. Павел Николаевич Лукницкий. Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой. Том 1. Часть 2.
Входимость: 5. Размер: 52кб.
16. Анна Ахматова в записях Дувакина. В. Е Ардов
Входимость: 5. Размер: 84кб.
17. Жирмунский В.М.: Творчество Анны Ахматовой. Раздел 9
Входимость: 5. Размер: 10кб.
18. Бaxтин В.: Анна Ахматова и Союз Писателей
Входимость: 4. Размер: 42кб.
19. Цивьян Т. В.: Материалы к поэтике Анны Ахматовой
Входимость: 4. Размер: 118кб.
20. Кралин Михаил: Победившее смерть слово. Некрасовская традиция у Анны Ахматовой
Входимость: 4. Размер: 34кб.
21. Кралин Михаил: Победившее смерть слово. Анна Ахматова и "деятели 14 августа"
Входимость: 4. Размер: 31кб.
22. Волькенау Нина: Анна Ахматова "Anno Domini"
Входимость: 4. Размер: 4кб.
23. Кихней Л. Г., Козловская С. Э.: К описанию внутреннего и внешнего пространства в поэзии Ахматовой: семантика образов-медиаторов
Входимость: 4. Размер: 41кб.
24. Муравьев В. С.: Воспоминания об Анне Ахматовой (Беседа с О. Е. Рубинчик 23 марта 2000 г.). Примечания
Входимость: 4. Размер: 122кб.
25. Локша А. В., Козловская С. Э.: Структура художественного пространства в творчестве Анны Ахматовой эпохи войны и революции (1914–1921)
Входимость: 3. Размер: 22кб.
26. Виленкин В.: Короткое, но "царственное слово"
Входимость: 3. Размер: 27кб.
27. Марченко Алла: Ахматова - жизнь. Интермедия шестая (октябрь 1917 – сентябрь 1921)
Входимость: 3. Размер: 127кб.
28. Благинина Елена - Анне Ахматовой ("Anno Domini")
Входимость: 3. Размер: 1кб.
29. Бень Евгений: Ахматова и Чулковы
Входимость: 3. Размер: 13кб.
30. Критика
Входимость: 3. Размер: 50кб.
31. Клинг О. А.: Своеобразие эпического в лирике А. А. Ахматовой
Входимость: 3. Размер: 29кб.
32. Сухомлинова А. П.: Анна Андреевна Ахматова
Входимость: 3. Размер: 57кб.
33. Иванова Е. В.: О текстологии и датировке одного стихотворения Ахматовой в связи с его историей
Входимость: 3. Размер: 48кб.
34. Шмидт Н. В., Козловская С. Э.: Эсхатологическое пространство города в творчестве А. Блока и А. Ахматовой
Входимость: 3. Размер: 17кб.
35. Адмони В. Г.: Лаконичность лирики Ахматовой
Входимость: 3. Размер: 29кб.
36. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1921
Входимость: 3. Размер: 50кб.
37. Фунт Игорь: К 125-летию со дня рождения А. Ахматовой
Входимость: 3. Размер: 60кб.
38. Латманизов М. В.: Разговоры с Ахматовой
Входимость: 3. Размер: 113кб.
39. Толмачев М. В.: Анна Ахматова. Попытка воспоминаний
Входимость: 3. Размер: 38кб.
40. Добин Ефим: Поэзия Анны Ахматовой. Время неспокойного солнца
Входимость: 3. Размер: 36кб.
41. Жирмунская Т. В.: "Во мне печаль, которой царь Давид По-царски одарил тысячелетья... "
Входимость: 3. Размер: 56кб.
42. Кихней Л. Г.: Скрытая смысловая структура поэтических книг Ахматовой
Входимость: 3. Размер: 28кб.
43. Виленкин Виталий: В сто первом зеркале (Анна Ахматова). II. Подступы к "тайнам ремесла". 4. "Поэма без героя". Глава 2
Входимость: 3. Размер: 154кб.
44. Тименчик Р. Д., Лавров А. В.: Материалы А. А. Ахматовой в рукописном отделе Пушкинского Дома
Входимость: 3. Размер: 91кб.
45. Лосиевский Игорь: Анна Всея Руси. Глава четвертая
Входимость: 3. Размер: 71кб.
46. Бернштейн И. А.: Скрытые циклы в лирике Ахматовой
Входимость: 3. Размер: 20кб.
47. Эйхенбаум Б. М.: Анна Ахматова. Опыт анализа
Входимость: 3. Размер: 62кб.
48. Коваленко Светлана: Анна Ахматова. Часть II. Глава первая. Поэмы и театр
Входимость: 2. Размер: 133кб.
49. Кихней Л.Г.: Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. Введение
Входимость: 2. Размер: 14кб.
50. Павел Николаевич Лукницкий. Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой. Том 2. Часть 1.
Входимость: 2. Размер: 69кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Хейт Аманда. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. Глава вторая. 1914-1924
Входимость: 12. Размер: 85кб.
Часть текста: желала... 1 Известие об объявлении войны в июле 1914 года глубоко потрясло Ахматову. "Мы на сто лет состарились", - писала она, вспоминая тот день - "и это / Тогда случилось в час один" (I. 109). Впрочем, она, по-видимому, давно затаенно ожидала прихода "Настоящего Двадцатого Века". С ранних лет носила она на сердце смутное предчувствие будущей трагедии и теперь должна была испытать даже некоторое облегчение, когда закончилась эта, как она потом ее назвала, "пытка счастьем" (1. 260). Перед войной, еще весной 1914 года, она написала: "... закрыв лицо мое, / Как перед вечною разлукой, / Лежала и ждала ее, / Еще не названную мукой" (I. 85). Возможно, эти строки и не имели отношения к грядущим несчастьям, но вот другое стихотворение, "К моей сестре", написанное в Дарнице накануне войны, очень созвучно более поздней стихотворной молитве, в которой она просит принять в жертву ее жизнь и поэтический дар, чтобы в ее измученной стране настал мир: ... Поглядел на меня прозорливей И промолвил: "Христова невеста! Не завидуй удаче счастливиц, Там тебе уготовано место. Позабудь о родительском доме, Уподобься небесному крину. Будешь, хворая, спать на соломе И блаженную примешь кончину". Верно, слышал святитель из кельи, Как я пела обратной дорогой О моем несказанном весельи, И дивяся, и радуясь много. (I. 106) В Киеве накануне войны она писала о своем "жертвенном и славном" пути (I. 87), а летом снова: "Мне не надо счастья малого" (I. 121). Когда грянула война, Ахматова не поддалась первому патриотическому порыву. Напротив, Петербург, запруженный войсками и орудиями, представился ей "диким лагерем", и она,...
2. Кихней Л.Г.: Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. Глава 2. Мифопоэтическое начало в творчестве Ахматовой "Белая стая", "Подорожник", "Anno Domini"
Входимость: 10. Размер: 82кб.
Часть текста: от интимной лирики к гражданской. Думается, что переориентация ахматовской лирики, ее открытость "городу и миру" связана с изменением авторской картины мира. Действительность, не теряя ни своей конкретности, ни живых красок, обретает в художественном восприятии поэтессы еще одно измерение - мифопоэтическое. Мифопоэтическая картина мира складывалась у Ахматовой постепенно и шла через освоение фольклорной традиции19. Остановимся на этой проблеме более подробно. По мнению Жирмунского, "... развитие Ахматовой как национального поэта определило ее соприкосновение с русским народным творчеством" (Жирмунский, 1973. С. 81). Обращение к фольклору у Ахматовой - это прежде всего обращение к народным истокам, к мифопоэтическому мышлению в его национальном варианте. Поскольку дописьменное искусство по своей природе искусство каноническое, то есть апеллирующее к тем или иным жанрово-ритуальным образцам, то за его формальными элементами в течение веков закреплялось определенное "фольклорное" содержание. Отсюда следует, что всякий его элемент - своего рода "знак", в котором кристаллизовался тот или иной аспект народного мироощущения....
3. Кац Б.,Тименчик Р.: Анна Ахматова и музыка (исследовательские очерки). Нотография (составитель Б. Розенфельд).
Входимость: 9. Размер: 87кб.
Часть текста: стихи, в скобках приводится также первая строка стихотворения. Поскольку подавляющее большинство сочинений написано для голоса с фортепиано, постольку указание на этот состав приводится только в описаниях изданных сочинений. Прочие составы указываются при описании рукописей. По возможности даются сведения о времени создания и о первом исполнении произведения, а также об отражении его в музыкально-критической литературе. В конце основного раздела называются музыкальные сочинения, данные о которых не удалось уточнить. В публикуемый вариант нотографии не вошли сочинения, использующие стихотворные переводы Анны Ахматовой. К основному разделу добавлены: а) указатель композиторов, применивших в своих сочинениях различные хоровые, инструментально-ансамблевые и оркестровые составы; б) алфавитный указатель стихотворений Ахматовой, положенных на музыку. После названия стихотворения следуют сведения о времени и месте его написания, а также о первой его публикации. Далее перечисляются композиторы, писавшие музыку на данный текст. Помимо различных нотографических справочников источниками предлагаемой работы послужили: переписка составителя с авторами музыкальных сочинений, материалы нотниц и отделов рукописей Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ), Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И....
4. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1922
Входимость: 9. Размер: 62кб.
Часть текста: лирики уже полноправно. (...) Ахматова (с годами — все больше) умеет быть потря­сающе народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи». — Шагинян М. С. Собр. соч. М., 1971. Т. 1. С. 757-760. (Января 6 или 7) А. А. выехала из Петрограда в Бежецк. Января 7 (1921, декабря 25) Стих. «Рахиль». А. (Кр.). Т. 1. С. 152-153. В списке стихотворений (РНБ) дата: «Вагон. Канун Нового года. 1922». — Там же. С. 394. (Января 7 и 14) А. А. выступала с чтением стихов в актовом за­ле Бежецкого педагогического техникума. — Восп. А. Н. Самохвалова. Сообщил Д. В. Куприянов. Января 8 (1921, декабря 26) Стих. «Бежецк». — А. (Жирм.). С. 150. Января 14(1) Стих. «Клевета». В оглавлении М. С. Петровых по­мета: «Вагон Бежецк — П(етер)б(ур)г». — А. (Жирм.). С. 175,475. Января 14 или 15 А. А. вернулась из Бежецка в Петроград. Января 15 В «Летописи Дома литераторов» № 1-2 (5-6) помеще­ны объявления о выходе в свет «Петербургского сборника» и двухнедель­ника «Петербург» № 1 со стихами А. А., о выходе из печати в издательстве «Алконост» поэмы «У самого моря» и печатании сборника «Четки» (из­дание 8-е). Января 17 Письмо О. А. Глебовой-Судейкиной — Ф. К. Сологубу (из Вологды): «Я не получила ни от Артура (Лурье), ни от Анны Ан­дреевны ничего до сих пор и не знаю, почта ли здесь причиной или что другое». — Артур и Анна. С. 202. Января 18 Договор А. А. с владельцем издательства «Прометей» Н. Н....
5. Мочульский Константин: Анна Ахматова "Anno Domini"
Входимость: 8. Размер: 15кб.
Часть текста: диссонирующие голоса. Трудно проводить грани, когда промежуток времени сравнительно так невелик, а эволюция техники поэта так постепенна и органична. Все же, думается нам, своеобразие художественной фактуры Ахматовой эпохи "Четок" может быть довольно ясно отличено от стиля "Белой стаи". Стихи 21 года в свою очередь выделяются особенностями новой "третьей" манеры. Стихи "Четок" - грациозны и чуть вычурны. Они переливают нежными оттенками и капризными изломами, скользят по поверхности души. При сверкающей игре мелких волн глубины остаются невозмущенными. Легкие тонические размеры, импрессионистическая разорванность синтаксиса, неожиданная острота финалов, эффектная простота словосочетаний создают тонкое очарование этой женственной поэзии. Это стихи intérier'a, "прелестных" мелочей, эстетических радостей и печалей. Мир вещей с его четкими линиями, яркими красками, с его пластическим и динамическим разнообразием покоряет воображение поэта. Символом этой эпохи может служить "красный тюльпан в петлице". Внешнее так переплетается с внутренним, что пейзаж нередко становится выражением душевного состояния. Мотивы неразделенной любви, тоски и ожидания еще не закреплены болью и отчаянием. Поэт изображает жесты и позу эмоции, ее пластические атрибуты, и в таком изображении есть доля самолюбования. В "Четках" уже найдена резкая выразительность слова, но еще нет пафоса; есть манера, но нет стиля. В "Anno Domini" одно стихотворение 13 года превосходно иллюстрирует эту манеру: На шее мелких четок ряд, В широкой муфте руки прячу. Глаза рассеянно глядят И больше никогда не плачут - знакомая нам передача эмоций через описание наружности, даже туалета (ср. в "Четках": "Я на правую руку надела перчатку с левой руки"). Столь...
6. Лелевич Г.: Анна Ахматова (беглые заметки)
Входимость: 8. Размер: 54кб.
Часть текста: среди русских поэтов". Не знаю, оценивает ли сам Осинский серьезность и ответственность этого утверждения. Первый поэт страны в величайшую из эпох всеобщей истории это - не шутка, это - не просто признание большого таланта или мастерства поэта. От первого поэта страны требуется большее. I. О первом поэте и осторожности. Г. В. Плеханов когда-то писал: "Когда художники становятся слепыми по отношению к важнейшим общественным течениям своего времени, тогда очень сильно понижается в своей внутренней стоимости природа идей, выражаемых ими в своих произведениях. А от этого неизбежно страдают и эти последние" ("Искусство", стр. 158). В самом деле, только тот кому "поэзия любезна, приятна, сладостна, полезна, как летом сладкий лимонад", может признать первым поэтом страны художника, не стоящего на высоте передовых идей своего времени. Но ведь марксисты никогда не солидаризовались со взглядом Екатерины II на поэзию. Наоборот, им всегда был близок и понятен мощный образ великого поэта, нарисованный Лермонтовым: Бывало мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы: Он нужен был толпе, как чаща для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как божий дух, носился над толпой И - отзыв мыслей благородных - Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. Даже если признать поэтический дар Ахматовой очень крупным (этого вопроса мы коснемся еще...
7. Рубинчик Ольга: Анна Ахматова и советская цензура (статья первая)
Входимость: 8. Размер: 31кб.
Часть текста: в печать мрачных описаний ужасов войны, дабы охранить настроение общества" 2 . Замечу, что цикл "Июль 1914" без искажений был опубликован в книге Ахматовой "Белая стая" (сентябрь 1917 г.) А вот в последнем прижизненном сборнике "Бег времени" (1965) этот цикл отсутствовал, хотя Ахматова пыталась его включить 3 . Из внутренней рецензии Ильи Авраменко на рукопись "Бега времени": "Мотивы покаяния, монашеской схимы и отрешенности, мотивы скорби, тоски, - слишком преобладают <…> Было бы глубоко невежественным утверждать, что тема смерти противопоказана современной поэзии <…> Наш век, наше время - коммунистическое. Отсюда и выводы. У А. Ахматовой эта тема лишена устоев гражданственности: …Я руками обоими 4 сжала / На груди цепочку креста. (110 стр.) / …Богородица белый расстелет / Над скорбями великими плат. (120 стр.)" 5 Таким образом, публикуя цикл "Июль 1914" в статье о царской цензуре, Генин пробивал брешь в цензуре советской 6 . До Октябрьской революции вышли три книги Ахматовой, и ни одна не пострадала от цензуры. Без вмешательства цензуры были напечатаны и две последующие книги (обе в 1921 г.) - "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI" 7 (лат. - "В лето Господне 1921"). Это был вызов новому режиму: похороны эпохи, плач по Гумилеву и Блоку. Через год вышло...
8. Павловский Алексей: Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Глава 3. 20-е и 30-е годы
Входимость: 7. Размер: 125кб.
Часть текста: поэтессы, ее долгая и драматичная творческая судьба тоже располагается примерно в трех различных биографических кругах. Один из них, молодой, начальный, отмеченный "Вечером", "Четками" и "Белой стаей", - весь до революции; основные художественные принципы, свойственные Ахматовой, сложились именно в те далекие годы, столь знаменательно и тогда еще совсем близко соседствовавшие с русской поэтической классикой. Именно к классике, к Пушкину, Лермонтову, Тютчеву, повернула она свой внимательный к традициям стих, едва ли не с первых же шагов в литературе - поверх акмеизма и через иссыхавший уже символизм. Второй круг, к которому мы сейчас и перейдем, несравненно более протяженный во времени: если литературная деятельность Ахматовой до революции охватывала около восьми лет и протекала очень интенсивно, с резкими переменами настроений и самого звучания стиха, то сразу после революции и вплоть примерно до начала 30-х годов она переживала внутренне замкнутый и невидный для читателя творческий процесс, достаточно к тому же болезненный ввиду неприятия ее тогдашними официальными...
9. Гаспаров М. Л.: Стих Ахматовой: четыре его этапа
Входимость: 7. Размер: 18кб.
Часть текста: читателей не только качеством, но и количеством своих стихов. В эту периодизацию можно внести некоторые уточнения, обратив внимание на меняющиеся особенности стиха Ахматовой. А именно: каждый из двух больших периодов распадается на два. У ранней Ахматовой различаются стихи 1909-1913 гг. – "Вечер" и "Четки" и стихи 1914-192 г. г. - "Белая стая", "Подорожник" и "Аnno Domini". У поздней Ахматовой – стихи 1935-1946 гг. и 1956-1965 гг. Биографические рубежи между этими четырьмя периодами достаточно очевидны: 1913-1914 гг. – разрыв Ахматовой с Гумилевым; 1923-1939 гг. – первое, неофициальное изгнание Ахматовой из печати; 1946-1955 гг. – второе, официальное изгнание Ахматовой из печати. Прослеживая историю стиха Ахматовой, можно различить тенденции, действующие на всем протяжении ее творчества. Например, это нарастание ямбов и падение хореев: 1909-1913 гг. соотношение ямбических и хореических стихотворений ("А там мой мраморный двойник..." и "Руки голы выше локтя...") будет 28:27%, почти поровну, а в 1947-1965 гг. – 45:14%, ямбов в три с лишним раза больше. Ямб традиционно ощущается как более монументальный размер, чем хорей; это соответствует интуитивному ощущению эволюции от "интимной" Ахматовой к "высокой" Ахматовой. Другая столь же постоянная тенденция к облегчению стихового ритма: в раннем 4-стопном ямбе на 100 строк приходится 54 пропуска ударения, в позднем – 102 (в раннем чаще полноударные строки; "СвежО и...
10. Бернштейн И.: Первый реквием Анны Ахматовой
Входимость: 7. Размер: 27кб.
Часть текста: Однако в большинстве случаев причины были не только личные — они проистекали из трагического противостояния Поэта и Истории. Мы теперь знаем, как много сложных моментов было в биографии великой поэтессы, и не трудно догадаться, что порой расшифровка биографического подтекста стихов могла не только помешать их публикации, но и грозила новыми несчастьями для автора. Ведь не зря Ахматова вычеркнула все посвящения Борису Анрепу, уехавшему в 1917 году в эмиграцию (см. "Неделю" № 10 за 1989 год). Покров тайны окутывал ее позднюю лирику, частично собранную в циклах "Cinque", "Шиповник цветет" и "Полночные стихи", так как сама поэтесса полагала, что недозволенная встреча с их адресатом, приезжим иностранцем, стала одной из причин печально известного Постановления ЦК 1946 года, надолго вычеркнувшего творчество Ахматовой из нашей литературы. Поэтому и сама Ахматова, и комментаторы ее поэзии тщательно обходили биографические обстоятельства создания этих стихов, особенно важные для их понимания, так как эта великолепная лирика — обобщение трагического опыта Ахматовой в 40—50-е годы. Удивительную судьбу своих стихов поэтесса поведала в коротком четверостишии: От странной лирики, где каждый шаг — секрет, Где пропасти налево и направо, Где под ногой, как лист увядший, — слава, По-видимому, мне спасенья нет. Можно говорить о "скрытых" циклах в поэзии Ахматовой, связанных с биографическими моментами. Эти циклы чрезвычайно важны для понимания ее творчества и почти не исследованы по причинам, о которых было сказано. К таким циклам относятся стихи, посвященные Борису Анрепу, и та поздняя лирика, которая связана с горькими обстоятельствами встречи поэтессы с "гостем из будущего" — так она назвала ее адресата в "Поэме без героя". В каком-то смысле с подобными циклами связан и знаменитый "Реквием". Не приходится говорить о биографической...