Поиск по творчеству и критике
Cлово "DUBIA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. "Скрытые музыки" в "Поэме без героя" (Б. Кац). 4. Призрак "Пиковой дамы"
Входимость: 2. Размер: 52кб.
2. Рубинчик Ольга: "В ста зеркалах"
Входимость: 1. Размер: 23кб.
3. Рутман Михаил: Стихи из тайника
Входимость: 1. Размер: 11кб.
4. Виленкин Виталий: В сто первом зеркале (Анна Ахматова). I. Встречи с поэтом. 5. Встречи последних лет
Входимость: 1. Размер: 97кб.
5. Дажунц Э.: Не продается вдохновенье, но можно черновик продать
Входимость: 1. Размер: 9кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. "Скрытые музыки" в "Поэме без героя" (Б. Кац). 4. Призрак "Пиковой дамы"
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Часть текста: дамы" Но кто обязан верить автору? "Проза о поэме" "Никаких третьих, седьмых, двадцать девятых смыслов поэма не содержит", - написала Ахматова в разделе "Вместо предисловия" (БП, 353). Это как раз тот случай, когда читатель не обязан верить автору, хотя бы потому, что в самой нумерации якобы отсутствующих скрытых смыслов содержатся числительные, заставляющие вспомнить о таинственной комбинации карт из "Пиковой дамы". "Тройка" и "семерка" встречаются и в "Прозе о поэме". Так, к заглавию заметки "Второе письмо" Ахматова дает интригующее примечание: "Почему второе - мне больше нравятся нечетные цифры, почему не третье и не седьмое. Как Вам кажется - седьмое?" (II, 224). Впрочем, доказательств связи "Поэмы без героя" с повестью Пушкина "Пиковая дама" более чем достаточно, причем большинство из них как раз опровергает сказанное автором об отсутствии в поэме "третьих, седьмых и двадцать девятых смыслов". Чрезвычайно высоко ценя пушкинскую повесть, Ахматова считала важнейшим ее достоинством наличие тайны. В заметке "Пушкинская тайнопись" о неоконченном "Дубровском" говорится: "Это, в противуположность "Пиковой дамы", вещь без Тайны. <…> Да, там есть все - но нет тайнописи "Пиковой дамы" (II, 173). Но зато это достоинство Ахматова приписала "Поэме без героя" в одной из незавершенных строф: Не боюсь ни смерти, ни срама, Это тайнопись, криптограмма... К тому же в упомянутом "Втором письме", едва заходит речь о различных толкованиях поэмы, Ахматова сразу же приводит в пример пушкинскую повесть: "Конечно,...
2. Рубинчик Ольга: "В ста зеркалах"
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: началось издание шеститомного собрания ее сочинений: "... меня не оставляет ощущение, что после тех ахматовских изданий идет какая-то внутренняя, подспудная исследовательская работа. И, может быть, мы все собрались сюда, чтобы услышать, как "прорастает трава"". Пожалуй, начать следует с прозвучавшего на конференции утверждения, что во 2-м томе шеститомного собрания сочинений Анны Ахматовой, которое выходит в московском издательстве "Эллис Лак", в разделе "Dubia" издатели напечатали фальшивки, впервые опубликованные владельцами "автографов" А. М. Луценко и С. А. Савченко в журналах "Автограф" и "Горница". Очень жаль, что публикаторы поспешили, не дождавшись момента, когда ситуация с недавно "обнаружившимися" рукописями "неизвестных стихов Ахматовой" окончательно прояснилась. Думается, это связано с разъединенностью исследователей творчества Анны Ахматовой, живущих не просто в разных городах и странах, но и как бы в разных измерениях. Нет никакой возможности рассказать о 30 докладах, из которых почти все, исключая два-три явно "провальных", заслуживают внимания. Попробуем выделить из разнородного материала некий общий сюжет, который в какой-то степени позволит прикоснуться к сути жизни и творчества поэта. В связи с этим хочется вспомнить о двух докладах Р. Д. Тименчика: "Память Ахматовой" и "В ста зеркалах", которыми открылась и...
3. Рутман Михаил: Стихи из тайника
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: держит в руках полный текст упомянутого произведения. А также еще несколько десятков ранее неизвестных, либо опубликованных с купюрами, либо в других вариантах стихотворений великой поэтессы. Человек этот - известнейший петербургский библиофил, обладатель уникальной коллекции рукописей и автографов отечественных классиков Аркадий Михайлович Луценко. Опубликованные в Большой серии "Библиотеки поэта" рукописи Кузмина, автографы Гумилева, инскрипты (дарственные надписи) Ремизова из его коллекции специалистам-литературоведам хорошо известны. А в 1995 году он приобрел часть архива детской писательницы Натальи Дилакторской. Скончавшаяся в Таллине за шесть лет до этого; Наталья Леонидовна одно время была близка с Ахматовой. И, судя по всему, пользовалась ее большим доверием. Подтверждение тому - хранившиеся у Дилакторской два толстенных тома перепечатанных на машинке ахматовских стихов с правкой дат, сделанной собственной рукой поэтессы. Подлинность этих правок не только не подвергалась сомнению специалистами - наоборот, они были использованы академиком Жирмунским при издании ахматовского тома в "Библиотеке поэта" и совсем недавно - при подготовке к печати шеститомника Ахматовой. А после смерти писательницы наследники Дилакторской, разбирая ее бумаги, обнаружили листочки со стихами, аккуратно вложенные в письма, которые ей присылал с фронта брат. Как считает Луценко, Ахматова устроила у подруги тайник, боясь, чтобы стихи не пропали, если придут с обыском. Все это вполне соответствовало свидетельствам современников, говоривших о том, что Анна Андреевна часто передавала на хранение свои произведения даже малознакомым людям - она постоянно жила в готовности, что за ней "могут прийти"... С трепетом беру в руки пожелтевшие тетрадные листки, исписанные карандашом. В глазах застыло - тридцать пятый год. В инфарктах выносили прокуроров, Десятки лет искали адвоката, И третье поколение конвойных Винтовку лихо ставило к ноге... Это...
4. Виленкин Виталий: В сто первом зеркале (Анна Ахматова). I. Встречи с поэтом. 5. Встречи последних лет
Входимость: 1. Размер: 97кб.
Часть текста: ... Свою меж вас еще оставив тень. Анна Ахматова На бумаге воспоминания о любом человеке - это всегда все-таки некая искусственная штриховка его облика, а главное - невольная концентрация его высказываний. Вот и я, перечитывая написанное, боюсь, как бы Ахматова не стала на этих страницах "речистой", с готовыми к случаю рассказами, суждениями, характеристиками. А ведь она была молчаливой. Правда, это вовсе не противоречило ее способности вдруг чем-то загореться, разговориться, вести горячую, увлекательную беседу. Естественно, что такие моменты особенно и запоминались. Но все-таки фон ее обычного немногословия, даже на людях, даже в гостях, нужно иметь в виду. Ко мне она первый раз приехала в конце 50-х годов, в 58-м, кажется. С трудом, с одышкой поднялась на второй этаж, но, войдя ко мне в комнату, в предложенное кресло не села, а сразу стала внимательно рассматривать, что висит на стенах. Остановилась у письменного стола перед акварельным эскизом В. В. Дмитриева к "Пиковой даме". Это не эскиз декорации, а всего лишь предварительный набросок, "мотив", как бы намек на возможную атмосферу какого-то будущего спектакля: в холодных блеклых предутренних полутонах угадывается вестибюль старинного барского дома с барочными скатами боковых лестниц и балюстрадой наверху, на которой чуть виден мужской силуэт в плаще и треуголке. Я только было открыл рот, чтобы объяснить, что это такое, но Анна Андреевна меня опередила, все еще не отрываясь от картинки: От меня, как от той графини, Шел по лестнице винтовой, Чтоб увидеть...
5. Дажунц Э.: Не продается вдохновенье, но можно черновик продать
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: Несколько десятков ранее неизвестных, опубликованных с купюрами или с вариантами стихотворений Анны Андреевны - едва ли не столько же, сколько хранится в РНБ! Таких стихотворений, которые повергли бы в состояние священного трепета любого ахматоведа. Неизвестная "Седьмая" из цикла "Северные элегии". Поэма "Думы", посвященная сыну: семь стихотворений, которые никто до сей поры не видел. Неизвестные стихи ташкентского периода жизни. Купля-продажа Наталья Крайнева начала переговоры о покупке некоторых автографов для библиотеки. Коллекционер согласился расстаться с шестью стихотворениями. Он принес пожелтевшие листки с карандашными строками, упорно стремящимися вверх. Беловой автограф, например, стихотворения "От тебя я сердце скрыла..." 36-го года. Текст его много раз публиковался, но насчет того, кому оно было посвящено, не было известно достоверно. Предполагалось, что Николаю Пунину - близкому другу Анны Андреевны. А тут догадка подтверждалась. Стихотворение "Одни глядятся в ласковые взоры..." имело посвящение Н. В. Н. - Николаю Владимировичу Недоброво. Элегия "Если плещется лунная жуть..." - М. Ц. - Михаилу Циммерману... Времени на раздумье ...