Поиск по творчеству и критике
Cлово "MEMORIAM"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Кихней Л. Г.: Жанровое своеобразие "эпитафической" лирики Ахматовой
Входимость: 3. Размер: 29кб.
2. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1960
Входимость: 3. Размер: 48кб.
3. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1964
Входимость: 2. Размер: 141кб.
4. Бабаев Эдуард: Пушкинские страницы Анны Ахматовой
Входимость: 2. Размер: 72кб.
5. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. Список сокращений
Входимость: 2. Размер: 20кб.
6. Кац Б.,Тименчик Р.: Анна Ахматова и музыка (исследовательские очерки). Нотография (составитель Б. Розенфельд).
Входимость: 1. Размер: 87кб.
7. Ефимов Е.: Неизвестная статья Ольги Берггольц об Анне Ахматовой
Входимость: 1. Размер: 42кб.
8. Толмачев М. В.: Ахматова в изобразительном искусстве
Входимость: 1. Размер: 23кб.
9. Кихней Л.Г.: Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. Глава 3. Идея "собирания мира" как основа "интегральной поэтики" "Тростник", "Нечет", "Бег времени", "Поэма без героя"
Входимость: 1. Размер: 125кб.
10. Вербловская И.: Горькой любовью любимый. Петербург Анны Ахматовой. "И ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград...
Входимость: 1. Размер: 44кб.
11. Кружков Григорий: "Ты опоздал на много лет…". Кто герой "Поэмы без героя"?
Входимость: 1. Размер: 39кб.
12. Анненский И. Ф. в свидетельствах и исследованиях об А. А. Ахматовой
Входимость: 1. Размер: 55кб.
13. Кихней Л. Г.: Скрытая смысловая структура поэтических книг Ахматовой
Входимость: 1. Размер: 28кб.
14. Струве Г.: Ахматова и Н. В. Недоброво
Входимость: 1. Размер: 123кб.
15. Толмачев М. В.: Анна Ахматова. Попытка воспоминаний
Входимость: 1. Размер: 38кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Кихней Л. Г.: Жанровое своеобразие "эпитафической" лирики Ахматовой
Входимость: 3. Размер: 29кб.
Часть текста: в литературном обиходе его времени и уходящими корнями в традицию. Жанровое же обозначение в заголовочном комплексе ("раме") произведения или цикла служит не только сигнализатором его метасмысла и эмоциональной тональности, но и реанимирует "память жанра". Механизм же взаимодействия "памяти жанра", накопленных в нем традиций с социальным заказом конкретной эпохи и предопределяет то множество индивидуальных авторских выборов, которые совершаются конкретными литераторами. Но поскольку у литераторов возникают не просто разные, но разноаспектные установки, то и в литературном процессе в одну и ту же эпоху и даже у одного и того же автора сосуществуют не только разные жанры, но и различные "статусы жанра", различные этапы жанровой эволюции. Более того, спонтанное сочетание разноаспектных установок, выступающих как равно доминирующие, приводит к появлению окказиональных, но весьма устойчивых для данного автора или исторического периода жанровых образований. Именно этот феномен можно наблюдать в творчестве Ахматовой: наряду с установкой на вполне традиционные и устоявшиеся жанры (ср.: "Северные элегии") в ее творчестве, начиная с конца 1910-х годов, появляются несколько системно соотнесенных жанровых форм, инспирированных, во-первых, сакральными установками поэтессы: молитва, заклинание, причитание, клятва. Их генезис лежит не столько в литературной сфере, сколько ритуально-религиозной. Во-вторых, жанровую парадигму образуют в ее творчестве и адресованные жанры (среди которых есть и...
2. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1960
Входимость: 3. Размер: 48кб.
Часть текста: ЗК. С. 89-90. Января 13. Ленинград Дарственная надпись на сб. «Из шести книг»: «Александру Ляховицкому от всей души. Ахматова». — Выставка. 1989. С. 15. Января 16 Набросок строфы к «Поэме без героя»: «И опять тот голос знакомый...» — ЗК. С. 64. Января 18 «Сегодня получила первый номер «Нового мира», где напечатаны мои стихи. Сегодня же пришел, вчера приехавший из Москвы Н. И. Х<арджиев> и рассказал все столичные новости. Они разнообразны и занимательны. Мы выбирали, какие стихи дать в «Неву» и какие в «Наш современник».» — ЗК. С. 70. Дарственная надпись на кн.: Пеньковский Л. М. Избранные стихотворные переводы. М.,1959: «Анне Андреевне Ахматовой – с глубочайшим уважением к ее большому, пленительному таланту, обворожившему меня почти полвека назад и сияющему поныне,- в надежде на отклик. Лев Пеньковский». — Толстяков. С. 35. Января 19 Договор Ленинградского отделения Гослитиздата с В. Н. Орловым на редактирование сборника стихотворений А. А. — РГАЛИ. Ф. 613. Оп. 10. Ед. хр. 1251. Л. 31. <Январь ?> В Нью-Йорке вышел в свет альманах «Воздушные пути» [Т. 1.] с посвящением Б. Пастернаку в связи с 70-летием. В нем напечатана «Поэма без героя» по одному из списков 1950-х годов. В предисловии редактора альманаха Р. Н. Гринберга оговорено, что поэма «печатается здесь без ведома автора». Января 22. Ленинград - февраля 29. Москва Заметка А. А. (первоначальный вариант): «На целый ряд Ваших писем мне хочется ответить следующее. Последнее время я замечаю решительный отход читателя от моих стихов…» — Найман. С. 25-27. Января 29 - февраля 6 Черновик стих. «И юностью манит, и славу сулит...»...
3. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1964
Входимость: 2. Размер: 141кб.
Часть текста: и Солженицына». — ЗК. С. 419 Запись А. А. Крона: «В 2 часа дня пошел поздравить с Новым годом А. А. Ахматову, которая живет в нашем доме (у Западова) и позвонила нам. <…> Она рассказывала о своей пьесе и читала стихи». — Звезда. 1998. №3. С. 217 <Января начало> Письмо Н. Я. Мандельштам – А. А. (из Пскова): «Я вдруг заново и со свежим восприятием прочла ваши ранние книги. <…> Видели ли вы Эмму? <…> Мы все трое поразительно неблагоустроенные женщины. Но вы, как создатель “ценностей”, всегда велики и могучи». — ЛО. 1991. № 1. С. 102 Января 2 «Вечером - Бонди, Цявловская». — ЗК. С. 420 Января 3 «Нина заезжает за мной в 2 ч. В 6 ч. Дробот из “Лит<ературной> России” за стихами». — Там же Января 4 «Вечером - М. А. Зенкевич. В 2 часа - англ<ичанин> Маршалл». — Там же Января 5 «В 11 ч. утра - Толя, вечером Лида - работа». — ЗК. С. 422 А. А. у Западовых. Согласилась с предложением Л. Чуковской назвать новый сборник ее стихов «Бег времени». Чуковская готовит это издание. А. А. показала ей письмо от Дж. Вигорелли с приглашением в Италию для вручения премии ...
4. Бабаев Эдуард: Пушкинские страницы Анны Ахматовой
Входимость: 2. Размер: 72кб.
Часть текста: в Ташкенте, еще будучи школьником, а потом, через много лет, в начале 60-х годов, - в Москве, когда я работал в музее Л. Н. Толстого. Анна Андреевна изредка звонила мне по телефону в музей или домой на Арбат и говорила: "Приходите!" И я отправлялся через Каменный мост в Замоскворечье. Иногда Анна Андреевна просила меня разыскать для нее необходимую цитату, сверить дату или перепечатать выписку... То, что я слышал, было похоже на какие-то исторические депеши, которыми она обменивалась с пушкинской эпохой. Если бы я стал сейчас выписывать все те страницы, которые я слышал в ее чтении, мне пришлось бы переписать добрую треть книги Анны Ахматовой о Пушкине1. И прежде всего ее "Слово о Пушкине", которое она называла эпиграмматическим. Это и есть своего рода историческая эпиграмма. Меня всегда покорял летописный слог пушкинской прозы Анны Ахматовой. "Говорят пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое..." Николай Иванович Харджиев, выслушав один из таких отрывков, сказал, обращаясь к Анне Ахматовой: "Вы пишете, как судьба!" "Мне надо привести в порядок мой дом", - сказал Пушкин перед смертью. Загадочные слова... Есть древняя античная легенда о том, что в ночь смерти Софокла на кровлю его дома опустился орел: На дом Софокла в ночь слетел с небес орел, И мрачно хор цикад вдруг зазвенел из сада. Легенда о Софокле послужила началом "античного цикла" Анны Ахматовой в ее книге "Нечет". Второе стихотворение того же цикла называется "Александр у...
5. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. Список сокращений
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Часть текста: Paris: YMCA - Press, 1983. А. Вечер — Анна Ахматова. Вечер. СПб.,1912. Экз. с пометами автора (РГАЛИ). Автографы — Автографы поэтов Серебряного века: Дарственные надписи на книгах. М., 1995. А.(Жирм.) — Анна Ахматова. Стихотворения и поэмы. Л.,1976. (Библиотека поэта. Большая серия). Составление, подготовка текста и примечания В. М. Жирмунского. А.(Кр.) — Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. М.,Правда, 1990. (Библиотека "Огонек"). Составление и подготовка текста М. М. Кралина. Алигер — Алигер М. Тропинка во ржи. М., 1980. Анненков — Анненков Ю. Дневник моих встреч. Т. 1. М., 1991. Артур и Анна — Кралин М. Артур и Анна. Л., 1990. Ахматова и Берлин — Л. Копылов, Т. Позднякова, Н. Попова. «И это было так». Анна Ахматова и Исайя Берлин. СПб., 2009. Ахматова и музыка — Кац Б., Тименчик Р. Анна Ахматова и музыка. Л., 1989. Ахм. сб. — Ахматовский сборник. 1. Париж, 1989. Ахм. сб. 2006 — "Я всем прощение дарую…": Ахматовский сборник. М.; СПб., 2006. Сост. Н. И. Крайнева. Ахм. чт. — Ахматовские чтения: Вып. 1: Царственное слово. М.,1992; Вып. 2: Тайны ремесла....
6. Кац Б.,Тименчик Р.: Анна Ахматова и музыка (исследовательские очерки). Нотография (составитель Б. Розенфельд).
Входимость: 1. Размер: 87кб.
Часть текста: последнее указывается в скобках. В тех случаях, когда под одним названием фигурируют разные стихи, в скобках приводится также первая строка стихотворения. Поскольку подавляющее большинство сочинений написано для голоса с фортепиано, постольку указание на этот состав приводится только в описаниях изданных сочинений. Прочие составы указываются при описании рукописей. По возможности даются сведения о времени создания и о первом исполнении произведения, а также об отражении его в музыкально-критической литературе. В конце основного раздела называются музыкальные сочинения, данные о которых не удалось уточнить. В публикуемый вариант нотографии не вошли сочинения, использующие стихотворные переводы Анны Ахматовой. К основному разделу добавлены: а) указатель композиторов, применивших в своих сочинениях различные хоровые, инструментально-ансамблевые и оркестровые составы; б) алфавитный указатель стихотворений Ахматовой, положенных на музыку. После названия стихотворения следуют сведения о времени и месте его написания, а также о первой его публикации. Далее перечисляются композиторы, писавшие музыку на данный текст. Помимо различных нотографических справочников источниками предлагаемой работы послужили: переписка составителя с авторами...
7. Ефимов Е.: Неизвестная статья Ольги Берггольц об Анне Ахматовой
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: попытки установить его были долгими и настойчивыми. Еще в конце 1943-го заместитель ответственного редактора "Знамени" А. К. Тарасенков обратился к Ахматовой с просьбой прислать для напечатания новую поэму и стихи1. Ахматова не откликнулась. Через год попытки возобновились: "Мы очень бы хотели видеть Ваше имя в числе постоянных сотрудников нашего журнала"2. В марте 45-го в Ленинград был снаряжен А. Б. Чаковский, имевший поручение добиться, при помощи О. Ф. Берггольц, от Ахматовой новых стихов. Удача! Четырнадцатого апреля А. К. Тарасенков сообщает поэту: "Мы всей редколлегией (Тихонов, Симонов, проф. Тимофеев, я) прочли Ваши стихи и решили остановиться на следующих вещах: 1. "Наше священное ремесло..." 2. "Как ни стремилась к Пальмире я..." 3. "Справа раскинулись пустыри..." 4. "А вы, мои друзья последнего призыва..." Все эти стихи мы хотим напечатать в ближайшем номере журнала. Однако есть к Вам, Анна Андреевна, наша большая коллективная просьба. Нельзя ли в последнем стихотворении слова "для бога мертвых нет" заменить словами "для славы мертвых нет". Этот вариант придумал Симонов. Я опасаюсь, что иначе возникнут трудности с напечатанием этого стихотворения, а нам его обязательно хочется поместить. Прошу Вас тотчас по...
8. Толмачев М. В.: Ахматова в изобразительном искусстве
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: в изобразительном искусстве Любови Большинцовой: In memoriam А, может, это и не мы... Ахматова У Анны Андреевны Ахматовой довольно обширная, хотя художественно и документально неравноценная прижизненная иконография. Задача настоящего обзора наметить ее основные вехи, дать характеристику наиболее интересных - как в позитивном, так и в негативном плане - произведений. Парадоксальным образом портретная галерея Ахматовой начинается с работы художника, репутация которого в искусстве XX в. стоит очень высоко, и завершается заурядными, маловдохновенными, а то и полуремесленными вещами. Впрочем, и начало, с точки зрения иконографической, было отнюдь не бесспорным. Рисунок пером 1911 г., принадлежащий Амедео Модильяни, был, по словам Ахматовой, одним из шестнадцати рисунков, выполненных художником не с натуры, а по воспоминаниям, у себя дома. Из этих шестнадцати рисунков, подаренных Модильяни Ахматовой, уцелел только один, в котором, по ее словам, "меньше, чем в остальных, предчувствуются его будущие "ню". Действительно, в рисунке 1911 г. Модильяни предстает еще в поисках собственной стилистики. В это время, согласно Ахматовой, "Модильяни бредил Египтом. ... Рисовал мою голову в убранстве египетских цариц и...
9. Кихней Л.Г.: Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. Глава 3. Идея "собирания мира" как основа "интегральной поэтики" "Тростник", "Нечет", "Бег времени", "Поэма без героя"
Входимость: 1. Размер: 125кб.
Часть текста: ремесла Глава 3. Идея "собирания мира" как основа "интегральной поэтики" "Тростник", "Нечет", "Бег времени", "Поэма без героя" Глава 3 Идея "собирания мира" как основа "интегральной поэтики" "Тростник", "Нечет", "Бег времени", "Поэма без героя" К середине 30-х годов у Ахматовой формируются новые идейно-философские установки, которые становятся организующим началом художественного мышления и поэтики. "В 1936, - помечает она в записной книжке, - я снова начинаю писать, но почерк у меня изменился, но голос уже звучит по-другому. А жизнь приводит под узцы такого Пегаса, который чем-то напоминает апокалипсического Бледного коня..." (Дневники... Ахматовой, 1991. С. 243). Стержневой установкой этого времени является акмеистическая по своей сути установка на "собирание мира", воплотившаяся в пафосе сопротивления разрушительным тенденциям, действующим в социуме и культуре. Поэтическое осмысление действительности происходит в трех взаимосвязанных аспектах: историческом, морально-личностном и культурно-философском. Рассмотрение поздней ахматовской поэзии в каждом из этих аспектов позволит выявить ее системообразующие начала, объяснить жанрово-стилевые закономерности. Исторический аспект творчества Ахматовой первым обозначил К. И. Чуковский, назвав ее...
10. Вербловская И.: Горькой любовью любимый. Петербург Анны Ахматовой. "И ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград...
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Часть текста: смысла ее слова: "Я под крылом у гибели все тридцать лет жила". Это крыло нависло над ней в 1921-м, после расстрела Н. Гумилева. В 1925 году была арестована большая группа - примерно 100 человек - выпускников и преподавателей Александровского лицея. Среди арестованных были друзья и знакомые Ахматовой и Пунина. Их "вина" заключалась в том, что, следуя лицейской традиции, сложившейся еще в пушкинские времена, они ежегодно собирались 19 октября ("антисоветские сборища"!), служили поминальную службу по погибшим лицеистам ("религиозные отправления"!) и имели кассу взаимопомощи ("для контрреволюционных нужд"!). Летом того же года Н. Пунин записывает в своем дневнике: "18 июля 1925 расстреляны лицеисты. Говорят, 52 человека. Остальные сосланы, имущество, вплоть до детских игрушек и теплых вещей, конфисковано. Официальных сообщений нет, но все знают. Говорят об этом с ужасом и отвращением, но без удивления и настоящего возмущения" 144 . В этой записи интересна не только констатация факта, но и свидетельство состояния общества, его запуганности и подавленности. А это был еще 1925 год! Впереди на очереди были аресты краеведов, болезненнее всего отозвавшиеся в Ленинграде, - здесь находилось Центральное бюро краеведения. Их обвинили в шпионаже. С арестом Н. П. Анциферова краеведение, необходимое для изучения, просвещения, привития подлинной любви к "малой" родине, было обезглавлено и фактически ликвидировано. Это было в 1928 году. В это же...