Поиск по творчеству и критике
Cлово "GENIUS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Рубинчик О. Е.: "Медный всадник" в творчестве Анны Ахматовой
Входимость: 6. Размер: 37кб.
2. Ахвердян Г. Р.: Восхождение к символу: лицо и название в "Поэме без героя" Анны Ахматовой
Входимость: 1. Размер: 30кб.
3. Тименчик Роман: Рождение стиха из духа прозы: "Комаровские кроки" Анны Ахматовой
Входимость: 1. Размер: 48кб.
4. Арьев А. Ю.: Великолепный мрак чужого сада
Входимость: 1. Размер: 78кб.
5. Ахвердян Г. Р.: "И кто автор, и кто герой…"
Входимость: 1. Размер: 30кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Рубинчик О. Е.: "Медный всадник" в творчестве Анны Ахматовой
Входимость: 6. Размер: 37кб.
Часть текста: А. Ахматовой. 3 марта 1925 года П. Лукницкий записал в своем дневнике: "В ответ на мои слова о большой эрудиции АА она сказала, что очень мало знает. "Я знаю только Пушкина и архитектуру Петербурга. Это сама выбрала, сама учила". "Медный всадник" - это и Пушкин, и Петербург. Петербург сквозь призму пушкинского видения. Это было важно не только для Ахматовой, но и для других создателей "петербургского мифа", "петербургского текста", главные признаки которого охарактеризованы В. Топоровым и Ю. Лотманом 1 . Исследователь русской культуры Д. Мачинский 2 в одной из своих лекций о Пушкине сказал, что в поэме "Медный всадник" Пушкин "договорился до любви к Петербургу", и более того - до создания той формулы любви к нему, которой потом будут пользоваться все; хотя вообще-то Пушкин Петербурга не любил 3 . В письме к брату Льву после наводнения 1824 года он пишет: "Что это у вас? потоп! ничто проклятому Петербургу!" Это пушкинское проклятие - тоже своего рода формула, и к ней многое восходит впоследствии. С 1913 года, когда Петербург как самостоятельный герой входит в поэзию Ахматовой, в ее стихах нередко звучит тот же пафос, что и во "Вступлении" к "Медному всаднику", где пять раз повторяется слово "люблю". Это "люблю" может быть в тексте, или в подтексте, или перефразировано. Во многих стихах используется та лексика, которую использует и Пушкин, создавая свой образ города во "Вступлении"; "цитируется" отчасти даже пушкинское построение фразы-цепочки однородных членов. Наряду с "Медным всадником" Ахматовой учитывается...
2. Ахвердян Г. Р.: Восхождение к символу: лицо и название в "Поэме без героя" Анны Ахматовой
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Часть текста: без героя" Анны Ахматовой, творимой четверть века великой наследницей русской культуры XIX-XX веков, в мировом современном контексте особенно явна и отчетлива. Этой Поэме присущ такой глубокий взгляд на Время, как, пожалуй, ни одной из поэм ХХ века, а память Автора сообщает ей универсальность и целостность. По признанию Автора, Поэма писалась "небывалым способом". "Поэма без героя" по праву названа В. М. Жирмунским, автором емкого исследования "Жизнь и творчество Анны Ахматовой", - "исполненной мечтой символистов" [3, 451]. Концепция символа Анны Ахматовой, его природа, на наш взгляд, восходит к античной поэтике, урокам "последней херсонидки". Имя - не названо, но его определяет его реальное свойство, то есть имя возникает в своей ауре конкретного воздействия, будь то локальность, местность, атрибут. Все восходит к памяти, к Мнемозине, и в этом особая целостность Поэмы, которая является своего рода эллипсом. Опытный читатель этой Поэмы "мыслит опущенными звеньями", согласно О. Мандельштаму. Мы предлагаем такой ракурс на эту неоднократно истолковываемую, расшифровываемую Поэму: во-первых, это Поэма соответствий, понимаемых как в архитектонике самой Поэмы, так и в контексте, а точнее, в типологическом ряду произведений мировой культуры. Все принципиально ново и необычно в "Поэме без героя". И то, что Поэма принципиально безымянна - все ее персонажи, гости-призраки карнавального шествия облачены в костюмы и маски литературных героев; и то, что Автор, чье единственное имя - Анна Ахматова -...
3. Тименчик Роман: Рождение стиха из духа прозы: "Комаровские кроки" Анны Ахматовой
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: старой сосны, дань модному в 1960-е годы "сучкотворчеству", культу созданных натурой objets trouvés , - ее собственным стиховым экфразисом. Стихотворение Комаровские кроки , или Нас четверо являет собой один из самых наглядных, поддающихся экспликации, примеров такого обнаженного стихо- сложения , стихо- складывания . В ноябре 1961 г., когда Ахматова лежала в кардиологическом отделении больницы им. В. И. Ленина в районе Гавани, на ее больничной тумбочке оказались московское Избранное Цветаевой и альманах Тарусские страницы . Посетительница запомнила: Она взяла со столика синий томик и подала мне. - Вот недавно вышла Цветаева, мне принесли. Я открыла книгу, портрет Марины Ивановны. - Когда я ее видела в последний раз, она уже была совсем не такой. Дочь у нее в Москве... А ее могилу и найти уже не могут... 1 В поддразнивавшей цензуру публикации стихов и прозы Цветаевой в Тарусских страницах 2 , после которой Ахматова плакала (15 ноября она сказала по этому поводу кардиологу К. К. Рессер: "Вообще плачу, когда вижу что-нибудь трогательное - пионеры идут или что-нибудь в этом роде" 3 ), было несколько смысловых узлов, которые должны были задержать ее внимание: стихотворение Сад ("Пошли мне сад На старость лет [...] - Тот сад? А может быть - тот свет? -"), напоминающее об обретенной ею в 1955 году комаровской даче вкупе с "летним одиночеством и близостью к природе, которая давно напоминает мне только о смерти" 4 , стихи из цикла Деревья с мотивами леса, составленного из теней поэтов - "Други!...
4. Арьев А. Ю.: Великолепный мрак чужого сада
Входимость: 1. Размер: 78кб.
Часть текста: - фортуна переменная, и куда б оно ни бросало поэта, к блаженству не вывело: "Но злобно мной игpает счастье: / Давно без кpова я ношусь...". "Счастие", понятое и как высшее довольство жизнью, и как неотвратимая прихотливость судьбы, уготованная участь, - иллюзия, фикция, по сравнению с неким эзотерическим, существующим только для посвященных "отечеством". Таким это "отечество" и осталось в русской литературе - загадочным символом нашей лирической и призрачной земли обетованной. Место, где возможен "неразделимый и вечный", "как душа", союз близких сердец, сбережено от разрушительного действия времени: душа, по христианской философии, - субстанция неделимая и непреходящая. Вопрос, однако, в том, насколько способствуют этой гипотетической неразделимости языческие музы, насколько властвует в поэзии вечность христианская. Идея суверенного, независимого бытия и, следовательно, суверенной и независимой культуры, желанной области, неподвластной действию рока, явственно владела Пушкиным со времен михайловской ссылки и до конца дней. 19 октября - день создания и открытия пушкинского "отечества" - резко выраженная, устойчивая, предметно повторяющаяся тема его лирики. Благодаря Пушкину Царское Село и на самом деле стало отечеством новой русской поэзии. Но вот все-таки что же это за отечество и как пребывание в нем соотносилось с реальной жизнью резиденции императоров и императриц? Столь же возвышенная, как в пушкинских образцах, дальнейшая поэтическая традиция XIX века, по существу, никакого реального Царского Села не знает, она завороженно следует пушкинскому видению, вся проникнута априорно поэтическим колоритом. Это относится не только к поэтам второго ряда, мастерам переимчивости (скажем, к М. Д. Деларю с его "Статуей Перетты в...
5. Ахвердян Г. Р.: "И кто автор, и кто герой…"
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Часть текста: этого слова. "У шкатулки ж (а она и "музыкальный ящик" - память поэта, пишущего "небывалым способом", память Свидетеля и Вестника, автора принципиально нового. - Г. А.) - тройное дно"1, и третье дно оказывается бездной "ниоткуда" (здесь и далее в цитатах без специального указания курсив наш. - Г. А.), "Бог весть", той самой разомкнутостью, далью, перспективой, пространством третьего времени возможного ("долженствующего быть" - словами О. Мандельштама2) будущего… У триптиха три посвящения. У Поэмы три времени, из которых два времени действия роковым образом отражены друг в друге: канун 1914-го и 5 января 1941-го ("Девятьсот тринадцатый год" и "Решка"). Начнём с того, что при всей насыщенности поэмы звуками и отголосками, "чужими словами" и видениями, воздухом времён и пространств мировой культуры, Поэма принципиально безымянна. В ней нет ни одного конкретного имени, хотя в карнавальном шествии проходит столько масок, столько литературных героев! То, что Поэма о поэтах, глубоко очевидно. Возникает естественный вопрос: кто же они? И начинается поиск прототипа, что, я полагаю, тоже входит в замысел автора - Ахматовой. Она сама на правах автора Поэмы поднимает этот вопрос, чтобы дать ключевой ответ, кто герой её Поэмы, кто истинный, магистральный герой, без которого эта загадочная Поэма - как Дом без хозяина. Вот её ответ в "Решке" недовольному редактору: Я ответила: "Там их трое - Главный был наряжен верстою, А другой как демон одет, - Чтоб они столетьям достались, Их стихи за них постарались Третий прожил лишь двадцать лет И мне жалко его..." Вот, на наш взгляд, сердцевина Поэмы. Вот без кого эта...