Поиск по творчеству и критике
Cлово "ACADEMIA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Тименчик Р. Д., Лавров А. В.: Материалы А. А. Ахматовой в рукописном отделе Пушкинского Дома
Входимость: 3. Размер: 91кб.
2. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1933
Входимость: 2. Размер: 15кб.
3. Молок Юрий: Камея на обложке
Входимость: 2. Размер: 57кб.
4. Кралин Михаил: Победившее смерть слово. Анна Ахматова и Николай Недоброво
Входимость: 1. Размер: 111кб.
5. На этой стороне (Письмо Я. 3. Черняка в защиту Анны Ахматовой)
Входимость: 1. Размер: 20кб.
6. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1924
Входимость: 1. Размер: 53кб.
7. Жирмунский В.М.: Творчество Анны Ахматовой
Входимость: 1. Размер: 27кб.
8. Тименчик Р. Д.: Предисловие к книге "Реквием"
Входимость: 1. Размер: 45кб.
9. Хроника жизни и творчества Анны Ахматовой
Входимость: 1. Размер: 21кб.
10. Попова Н.И., Рубинчик О.Е.: Анна Ахматова и Фонтанный Дом. Глава первая
Входимость: 1. Размер: 84кб.
11. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1934
Входимость: 1. Размер: 21кб.
12. Латманизов М. В.: Разговоры с Ахматовой
Входимость: 1. Размер: 113кб.
13. Служевская Ирина: Китежанка. Поэзия Ахматовой - тридцатые годы.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
14. Толмачев М. В.: Анна Ахматова. Попытка воспоминаний
Входимость: 1. Размер: 38кб.
15. "Скрытые музыки" в "Поэме без героя" (Б. Кац). 5. "Призрак музыки": к проблеме музыкальности "Поэмы без героя"
Входимость: 1. Размер: 100кб.
16. Жирмунский В. М.: К вопросу о синтаксисе А. Ахматовой
Входимость: 1. Размер: 8кб.
17. Кац Б.,Тименчик Р.: Анна Ахматова и музыка (исследовательские очерки). Нотография (составитель Б. Розенфельд).
Входимость: 1. Размер: 87кб.
18. Урбан А. А.: А. Ахматова "Мне ни к чему одические рати... "
Входимость: 1. Размер: 54кб.
19. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1929 - 1930
Входимость: 1. Размер: 28кб.
20. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. Указатель имен
Входимость: 1. Размер: 194кб.
21. Корона В. В.: Пoэзия Анны Ахматовой - поэтика автовариаций. Введение
Входимость: 1. Размер: 40кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Тименчик Р. Д., Лавров А. В.: Материалы А. А. Ахматовой в рукописном отделе Пушкинского Дома
Входимость: 3. Размер: 91кб.
Часть текста: - прямо или косвенно - относящихся к Ахматовой материалов, хранящихся в Рукописном отделе; не фиксируются некоторые материалы, имеющие второстепенный интерес; кроме того, очевидно, что при дальнейшем обследовании фондов обнаружатся неучтенные нами документы 1 . Материалы Пушкинского Дома позволяют восстановить картину взаимоотношений Ахматовой и Ф. Сологуба. Ахматова познакомилась с Сологубом в конце 1910 г. на представлении одной из пьес Пшибышевского 2 . В 1910-е годы Сологуб был уже авторитетнейшим писателем, признанным мастером стиха, пользовавшимся вниманием и уважением и в кругу акмеистов 3 . Сходно относилась к Сологубу и Ахматова. О заинтересованном внимании к поэзии Сологуба, об увлечении разрабатываемыми им темами свидетельствует ее стихотворная надпись на первом сборнике стихов "Вечер" (СПб., "Цех поэтов", 1912), подаренном Сологубу. Копию автографа Ахматовой Сологуб сохранил в тетради с перечнем книг, подаренных ему авторами (ф. 289, оп. 6, № 59, л. 165 об. - 166, запись...
2. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1933
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Часть текста: Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966 1933 1933 Января 20 Дата окончания работы над статьей «Последняя сказка Пушкина». — А2. С. 42. Февраль (не позже 14) Письмо А. А. — Н. И. Харджиеву: «14<-го>, днем читаю в быв<шем> Пушкинском Доме доклад о “Золотом Петушке”. <…> Живу какими-то остатками бодрости и, главное, не думать. <…> От Левы нет вестей». — ТР. С. 201. Февраля 15 А. А. читает доклад «Последняя сказка Пушкина» на заседании Пушкинской комиссии в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) АН СССР. В прениях выступили Д. П. Якубович, Б. В. Томашевский, Ю. Г. Оксман и др. — О Пушкине. С. 239, 305; ТР. С. 202. Февраля 27 Письмо Ц. С. Вольпе — Н. И. Харджиеву: «Был в Пушкинском Доме (ныне ИРЛИ). Доклад Ахматовой. Пушкинисты выступали так, как будто условились разыграть все дело как собственную незадачливость. <…> Анну Андреевну я видел после того. <…> Она сказала: «Напишите Николаю Ивановичу, чтобы он скорее приезжал». — ТР. С. 202. <Февраля конец – марта начало> «В феврале 1933-го Мандельштам приезжал в Ленинград; состоялся вечер его стихов. Анна...
3. Молок Юрий: Камея на обложке
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: его часть «Сестры». Первое отдельное издание романа в России. Редкое, даже по тем временам, «издание автора», как значилось на титульном листе. Частные издательства в то время уже не существовали, но статус авторского издания еще не был отменен. И автор имел возможность реализовать свои литературные планы в согласии с собственными книжными пристрастиями. Издан роман был в двух одинаковых томиках и в одной и той же рисованной обложке1. На обложке изображен классический петербургский пейзаж, охваченный красными языками пламени. Внизу обложки - поверженные атрибуты и над ними восьмигранный картуш, портретная рама, в окошке которой видны два женских профиля. Сестры. Однако не состоящие в прямом родстве с героинями романа. Даже не прототипы их. Скорее, маски, в которых неожиданно для себя узнаешь Анну Ахматову и Ольгу Глебову-Судейкину. Сходство с Анной Ахматовой не нуждается в доказательствах. Ее медальный профиль, ее знаменитая челка. Сходство с Олечкой Судейкиной, той самой,...
4. Кралин Михаил: Победившее смерть слово. Анна Ахматова и Николай Недоброво
Входимость: 1. Размер: 111кб.
Часть текста: большинство стихотворений, составивших впоследствии "Белую стаю". Письма этого времени интересны тем, что Недоброво пишет для своего ближайшего друга, в то время ещё не знакомого с Ахматовой, но уже влюблённого в её стихи (не забудем к тому же, что Анреп был художником), своеобразный словесный портрет Анны Ахматовой: "Попросту красивой её назвать нельзя5, но внешность её настолько интересна, что с неё стоит сделать и леонардовский рисунок6 и генсборовский портрет маслом и икону темперой, а, пуще всего, поместить её в самом значущем месте мозаики, изображающей мир поэзии. Осенью, приехав сюда (в Петербург - М. К.), я думаю, ты не откажешься от одной из этих задач"7. Это письмо дополняет образ Анны Ахматовой, созданный Недоброво в его знаменитой статье, о которой речь пойдёт ниже. В письме от 12 мая 1914 года Недоброво продолжает свой рассказ об Ахматовой, может быть, чересчур откровенный: "Через неделю нам предстоит трехмесячная, по меньшей мере, разлука. Очень это мне грустно. Лето моё начнётся в начале июня. Я, вероятно, полностью проведу его в Крыму: мне хочется не иметь никаких обязанностей, даже лечебных, не иметь новых впечатлений, а, отдыхая телом на старых местах, писать побольше для того, чтобы развлекать Ахматову в её "Тверском уединеньи" присылкой ей идиллий,...
5. На этой стороне (Письмо Я. 3. Черняка в защиту Анны Ахматовой)
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Часть текста: Анна Ахматова оставалась символом героического Ленинграда. Ее стихи широко печатались в журналах, газетах, в том числе дважды (в 1942-м и 1945-м) в самой "Правде". Она была награждена медалями "За оборону Ленинграда" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". Избрана членом правления Ленинградской писательской организации. Сразу две ее книги ожидали разрешения на выход в свет. "В этом самом 46 г., по-видимому, должно было состояться мое полное усыновление", - с иронией вспоминала Ахматова позднее3. Вместо "усыновления" ее и М. Зощенко исключили из Союза писателей, лишили рабочих хлебных карточек. Уже давняя слежка за Ахматовой усилилась. "Некто" предложил ей месяц не выходить на улицу, но подходить к окну. "Таким образом, - заключала Ахматова, - мне была предоставлена возможность присутствовать не только при собственной гражданской казни, но даже как бы и при смерти физической"4. Вскоре в Ленинград из Москвы приехала актриса Н. А. Ольшевская, жена писателя-сатирика В. Е. Ардова, заботливый и преданный друг Ахматовой, и увезла Анну Андреевну к себе. "И когда мы шли по Клементовскому переулку, встречали писателей, они переходили на другую сторону", - вспоминала через годы Нина Антоновна (в беседе с Э. Г. Герштейн)5. Но были и такие люди, пусть немного, которые остались на этой стороне. Или перешли на эту сторону. Невзирая на возможные последствия. Которые делали все посильное, чтобы облегчить жизнь Ахматовой. Одни это делали открыто, как Ольга Берггольц, Ирина Томашевская, семья Ардовых, ...
6. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1924
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: слова Анна Андреевна стирала резинкой старый текст и вписывала новый. <...> Ахматова читала свои стихи Софье Яковлевне». — Восп. С. 180. Января 14 Запись К. И. Чуковского: «Десять дней назад Ахматова, встретив меня во «Всемирной», сказала, что хочет со мной “посекретничать”. Мы уселись на особом диванчике, и она, конфузясь, сообщила мне, что проф. Шилейке нужны брюки: “его брюки порвались, он простудился, лежит”. Я побежал к Кини, порылся в том хламе, который прислан амер<иканскими> студентами для русских студентов, и выбрал порядочную пару брюк, пальто — с мех<овым> воротником, шарф и пиджак — и отнес все это к Анне Ахматовой. Она 6<ыла> искренне рада». — Чуковский. I. С. 269. Января 18 Запись К. И. Чуковского: «Замечательно эгоцентрична Ахматова. Кини попросил меня составить совместно с нею и Замятиным список нуждающихся русских писателей. Я был у нее третьего дня: она в постели. Думала, думала и не могла назвать ни одного человека! Замятин тоже — обещал подумать». — Там же. Января 20 Записка Е. И. Замятина — А. А.: «Если одобрите прилагаемый список писателей, которым может быть удастся помочь через АРА — будьте добры, снабдите его своим автографом». — РГАЛИ. Ф. 13. Оn. 1. Ед. хр. 141. Л. 4. АРА — американская благотворительная организация. Января 26 Петроград переименован в Ленинград. <Январь или февраль> Запись П. Н. Лукницким рассказа А. А.: «Январь или февраль 1924 — сон (3 раза подряд видела Николая Степановича). Тогда взяла записную книжку и...
7. Жирмунский В.М.: Творчество Анны Ахматовой
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Часть текста: Анны Ахматовой Творчество Анны Ахматовой Е. Эткинд Память и верность. (Вместо предисловия) В последней своей работе об Ахматовой В. М. Жирмунский заметил: "Время от ее вступления в литературу до наших дней превышает число лет, прошедших от смерти Пушкина до начала русского символизма. Это целая эпоха, обозначенная в жизни нашей страны и всего человечества величайшими историческими сдвигами и потрясениями - двумя мировыми войнами и Великой Октябрьской социалистической революцией, положившей начало новой эре мировой истории". Время, отделяющее первую статью, посвященную творчеству Анны Ахматовой, от статьи об Ахматовой и Блоке, а также последней работы В. М. Жирмунского, предлагаемой читателю в виде настоящей книжки (1970), - та же эпоха, те же грандиозные сдвиги и потрясения. Пятьдесят пять лет пролегли между статьей "Преодолевшие символизм" и статьей "Анна Ахматова и Александр Блок". Более чем полстолетия - это срок, отделяющий смерть Пушкина от рождения Ахматовой. В эти более чем полстолетия вместилась и огромная творческая биография Виктора Максимовича Жирмунского (1891-1971). Автор "Преодолевших символизм" - двадцатипятилетний критик, совсем недавно, в 1912 г., окончивший историко-филологический факультет Петербургского университета и получивший - в 1915 г. - звание приват-доцента; он известен немногим тем, кто прочел его весьма специальную книгу "Немецкий романтизм...
8. Тименчик Р. Д.: Предисловие к книге "Реквием"
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Часть текста: сестры, "безымянной". Впоследствии имя ее все время меняется - "Моя книга", "Другая книга", "Заветная тетрадь", "Трещотка прокаженного". Воображаемую книгу должны были составить стихи, которые трудно было помыслить проходящими через печатный станок, и прежде всего "Реквием", который Ахматова "рассекретила" для слушателей в 1962 году. Слегка эволюционировала конъюнктура, и некоторые стихи прорывались в журналы, но сама идея "теневой" книги оставалась, к сожалению, актуальной до последних дней жизни Ахматовой. И возникла она, по-видимому, задолго до выхода "лягушки", как называла Ахматова книгу 1961 года за цвет ее обложки. В дневниках одного из самых доверенных собеседников Ахматовой, Лидии Корнеевны Чуковской, есть оставшееся загадочным для самого автора записи обозначение (при расшифровке много лет спустя): "Цветная книга. Ее оглавление" (10 мая 1940). Не шла ли уже тогда речь о "черной книге"? Стихи "запрещенные" ("ворованным воздухом" называл такую литературу Осип Мандельштам в "Четвертой прозе") сложились как следствие той жизни, которую довелось прожить Анне Ахматовой и ее стране после январских дней 1917 года, когда из зимнего Слепнева, напомнившего Ахматовой пушкинское время, она вернулась во взбудораженный Петроград, уже прикидывавший сроки будущей...
9. Хроника жизни и творчества Анны Ахматовой
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: русском еженедельнике "Сириус" (издатель Н. Гумилев). 1909 - Принимает официальное предложение Гумилева стать его женой. 1910 25 апреля - Анна Горенко и Николай Гумилев обвенчаны в Николаевской церкви села Никольская слободка под Киевом. Май - Супруги Гумилевы - в Париже (свадебное путешествие). Лето - В Слепневе, тверском имении свекрови А. И. Гумилевой. 1911 - Поступает на петербургские Женские курсы. Знакомство с Блоком. Первая публикация под псевдонимом АННА АХМАТОВА - стих. "Старый портрет" ("Всеобщий журнал". 1911, № 3). 1912 Январь - В литературном кабаре "Бродячая Собака" с большим успехом читает свои стихи на юбилейном вечере К. Бальмонта. Начало марта - Вышел первый сборник "Вечер" (изд. "Цех поэтов", тираж 300 экз.). Апрель-май - Путешествие вместе с Гумилевым по Италии. По возвращении - знакомство с Маяковским. 18 сентября (1 октября) - рождение сына Льва. 1913 Весна - Встреча и начало влюбленной дружбы с Н. В. Недоброво. Ноябрь - Выступление в паре с Ал. Блоком на вечере по случаю приезда в Петербург Эмиля Верхарна. Декабрь - В гостях у Блока. 1914 Март. Выходит второй сб. А. А. "Четки" (изд. "Гиперборей", тираж 1000 экз.). Август. Гумилев добровольцем, записавшись в лейб-гвардии Уланский полк, уходит на...
10. Попова Н.И., Рубинчик О.Е.: Анна Ахматова и Фонтанный Дом. Глава первая
Входимость: 1. Размер: 84кб.
Часть текста: и четвертый с начала первой мировой войны - казалось, что весь Петербург застыл. "Петербург стал величествен. Вместе с вывесками с него словно сползла лишняя пестрота... Петербург обезлюдел (к тому времени в нем насчитывалось лишь около семисот тысяч жителей), по улицам перестали ходить трамваи, лишь изредка цокали копыта либо гудел автомобиль - и оказалось, что неподвижность более пристала ему, чем движение. <...> Есть люди, которые в гробу хорошеют: так, кажется, было с Пушкиным. Несомненно, так было с Петербургом", - вспоминал об этом времени Владислав Ходасевич. В 1918 году дворец уже формально стал музеем, но еще не было ни экскурсий, ни посетителей. Разросшийся сад, хотя и находился в самом центре города, в двух шагах от Невского проспекта, напоминал старую запущенную усадьбу. Чтобы понять, чем были для Ахматовой эти первые годы жизни в Фонтанном Доме - с 1918 по 1920, какими она увидела дворец и сад, нужно рассказать о последнем владельце усадьбы графе Сергее Дмитриевиче Шереметеве. Он вступил во владение Фонтанным Домом в 1871 году, после смерти своего отца Дмитрия Николаевича. Сергей Дмитриевич еще в молодости оставил военную службу, обещавшую блестящую карьеру, ради занятий историей и литературой. Один из культурнейших людей своего времени, он стал историком рода, собирателем и хранителем семейных преданий, связанных с жизнью пяти поколений графов Шереметевых. Сергей Дмитриевич оказался свидетелем многих переломных моментов в истории России: Крымской войны, освобождения крестьян в 1861 году, трагической гибели...