Поиск по творчеству и критике
Cлово "1909"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. Указатель имен
Входимость: 31. Размер: 194кб.
2. Тименчик Роман: "Остров искусства". Биографическая новелла в документах
Входимость: 13. Размер: 41кб.
3. Марченко Алла: Ахматова - жизнь. Интермедия первая (1908–1910)
Входимость: 13. Размер: 93кб.
4. Мок-Бикер Элиан: "Коломбина десятых годов...". Петербургская кукла
Входимость: 8. Размер: 61кб.
5. Ольшанская Евдокия: Анна Ахматова в Киеве
Входимость: 8. Размер: 65кб.
6. Чeрных В. А.: Блоковская легенда в творчестве Анны Ахматовой
Входимость: 7. Размер: 54кб.
7. Кац Б.,Тименчик Р.: Анна Ахматова и музыка (исследовательские очерки). Нотография (составитель Б. Розенфельд).
Входимость: 7. Размер: 87кб.
8. Лямкина Е. И.: Вдохновение, мастерство, труд
Входимость: 6. Размер: 86кб.
9. Тименчик Р.: Храм премудрости Бога: стихотворение Анны Ахматовой "Широко распахнуты ворота... "
Входимость: 6. Размер: 66кб.
10. Мешков В. А.: Иннокентий Анненский и Анна Ахматова
Входимость: 6. Размер: 34кб.
11. Гаспаров М. Л.: Стих Ахматовой: четыре его этапа
Входимость: 6. Размер: 18кб.
12. Коваленко Светлана: Анна Ахматова. Часть I. Глава третья. Киев
Входимость: 5. Размер: 56кб.
13. Лосиевский Игорь: Анна Всея Руси. Глава третья
Входимость: 5. Размер: 61кб.
14. Лосиевский Игорь: Анна Всея Руси. Глава седьмая и последняя
Входимость: 5. Размер: 90кб.
15. Мешков В. А.: Анна Ахматова в «Трудах и днях Максимилиана Волошина»
Входимость: 4. Размер: 23кб.
16. Коваленко Светлана: Анна Ахматова. Часть I. Глава четвертая. Гумилёв
Входимость: 4. Размер: 82кб.
17. Мешков В. А.: Серебряного века дети…. (Аренс Л. Е.,Чурилин Т. В., Ахматова А. А.)
Входимость: 4. Размер: 50кб.
18. Рубинчик Ольга: "Пленительный город загадок" и "Волшебный Витебск": Анна Ахматова и Марк Шагал
Входимость: 4. Размер: 79кб.
19. Алексеева Татьяна: Ахматова и Гумилев. С любимыми не расставайтесь...
Входимость: 4. Размер: 3кб.
20. Иванова Е. В.: О текстологии и датировке одного стихотворения Ахматовой в связи с его историей
Входимость: 4. Размер: 48кб.
21. Звук и искусство звука среди мотивов ахматовской поэзии (Б. Кац). 2. "В бездне шепотов и звонов"
Входимость: 4. Размер: 96кб.
22. Горнунг Лев: Встреча за встречей
Входимость: 4. Размер: 74кб.
23. Эвентов И. С.: От Фонтанки до Сицилии
Входимость: 4. Размер: 42кб.
24. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1906 - 1909
Входимость: 4. Размер: 25кб.
25. Вербловская И.: Горькой любовью любимый. Петербург Анны Ахматовой. Петербург - 1890-1910-е годы
Входимость: 4. Размер: 83кб.
26. Юрий Анненков. Анна Ахматова. Из книги "Дневник моих встреч"
Входимость: 4. Размер: 44кб.
27. Хейт Аманда. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. Глава пятая. 1956-1966
Входимость: 4. Размер: 76кб.
28. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. 1946
Входимость: 4. Размер: 91кб.
29. Кралин Михаил: Победившее смерть слово. "А тот, кого учителем считаю…" (лекция об Анненском)
Входимость: 4. Размер: 30кб.
30. Коваленко Светлана: Анна Ахматова. Примечания
Входимость: 4. Размер: 18кб.
31. Анна Ахматова в записях Дувакина. Н. П. Пахомов
Входимость: 4. Размер: 33кб.
32. Носик Борис: Анна и Амедео. Он - до встречи с ней
Входимость: 3. Размер: 38кб.
33. Позднякова Т. С.: "Виновных нет... "
Входимость: 3. Размер: 113кб.
34. Толстая Елена: "Алешка" и "Аннушка": К истории литературных отношений Анны Ахматовой и Алексея Толстого
Входимость: 3. Размер: 109кб.
35. Валерий Мешков: Евпаторийские тайны Анны Ахматовой
Входимость: 3. Размер: 60кб.
36. Лосиевский Игорь: Анна Всея Руси. Глава вторая
Входимость: 3. Размер: 42кб.
37. Тименчик Р. Д.: Устрицы Ахматовой и Анненского
Входимость: 3. Размер: 16кб.
38. Венцлова Томас: Воспоминания об Анне Ахматовой
Входимость: 3. Размер: 100кб.
39. Кралин Михаил: "Двух голосов перекличка"
Входимость: 3. Размер: 79кб.
40. Струве Никита: Колебания вдохновения в поэтическом творчестве Ахматовой
Входимость: 3. Размер: 23кб.
41. Муравьев В. С.: Воспоминания об Анне Ахматовой (Беседа с О. Е. Рубинчик 23 марта 2000 г.). Примечания
Входимость: 3. Размер: 122кб.
42. Вербловская И.: Горькой любовью любимый. Петербург Анны Ахматовой. Именной указатель
Входимость: 3. Размер: 55кб.
43. Богомолов Н.: Биографическое повествование как симптом
Входимость: 3. Размер: 28кб.
44. Мяздрикова Т. В.: Анна Ахматова. Семья. Родина
Входимость: 3. Размер: 20кб.
45. Коваленко Светлана: Анна Ахматова. Основные даты жизни и творчества А. А. Ахматовой
Входимость: 3. Размер: 21кб.
46. Кривулин В. Б.: Воспоминания об Анне Ахматовой. Примечания. Страница 2
Входимость: 3. Размер: 64кб.
47. Виленкин В.: Образ "ветра" в поэтике Анны Ахматовой
Входимость: 2. Размер: 30кб.
48. Беспрозванный Вадим: Анна Ахматова - Владимир Нарбут - к проблеме литературного диалога
Входимость: 2. Размер: 36кб.
49. Алексеева Татьяна: Ахматова и Гумилев. С любимыми не расставайтесь... Глава XI. Россия, Киев, 1909 г.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
50. Вербловская И. С.: Мемориальные доски в свете ахматовского Петербурга
Входимость: 2. Размер: 21кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Черных Вадим. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889-1966. Указатель имен
Входимость: 31. Размер: 194кб.
Часть текста: 686, 693 Адамович Татьяна Викторовна (1892-1970), педагог – 88, 94-96 Аджубей Алексей Иванович (1924-1993), главный редактор газеты «Известия», зять Н. С. Хрущева - 647 Адмони Владимир Григорьевич (1909-1993), филолог, поэт – 379, 381, 393, 504, 511, 526, 533, 561, 563, 564, 572, 573, 597, 624, 649, 653, 659, 671, 679, 690-692, 696 Азадовский Константин Маркович (р. 1941), литературовед – 110, 692 Айбек (Ташмухамедов Муса, 1904-1968), узбекский писатель - 395 Айзенман Татьяна Семеновна (1914-1993), искусствовед – 510, 517, 526, 527, 533, 540, 547, 550, 623, 630, 643, 702, 705, 706 Айхенвальд Юлий Исаевич (1872-1928), литературный критик – 151, 159, 170 Айхенвальд Юрий Александрович (1928-1993), литературовед – 631 Акимова Софья Владимировна (1887-1972), певица - 163 Аксель – см. Бекман А. Ф. Аксенов Иван Александрович (1884-1935), поэт - 56 Акума Младшая, Акумец – см. Каминская А. Г. Александр, торговец в Петербурге – 60 Александр Македонский (356-323 до н. э.) – 568, 571, 573 Александр Михайлович, вел. князь (1866-1933), главноуправляющий Главного управления торгового мореплавания и портов – 42 Александрина – см. Гончарова А. Н. Александров Георгий Федорович (1908-1961), заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) – 326, 327, 413, 415, 416, 427 Алексеев Михаил Павлович (1896-1981), литературовед, академик– 572, 584-586 Алексеева (по мужу Фальк) Кира Константиновна (1891-1977), дочь К. С. Станиславского - 243 Алексеева (Девель) Лидия Алексеевна (1909-1989), поэтесса, племянница А. А. – 587, 592 Алигер Маргарита Иосифовна (1915-1992), поэтесса - 19, 338, 339, 368, 369, 378, 381, 403, 406, 407, 490, 508, 509, ...
2. Тименчик Роман: "Остров искусства". Биографическая новелла в документах
Входимость: 13. Размер: 41кб.
Часть текста: сплетать молва об ахматовской жизни, документальная биография поэта может, и, наверное, просто обязана разочаровывать. Особенно когда речь пойдет о той сфере жизни, в которую входит семейная хроника. Всякий биограф обязан выполнить основную свою задачу - понять любое действие своего героя как поступок, как результат выбора, к которому привели вполне определенные, размещенные в имеющих точную дату временах и имеющих точные названия пространствах события. А уж способы выполнения этой задачи у каждого жизнеописателя разные. Принципы, которым подчинено изложение одного эпизода из биографии Анны Ахматовой, предлагаемое ниже сегодняшнему читателю, наверное, лучше всего могут быть переданы двумя эпиграфами: Ты не понимаешь, что значит поэтическая сторона? Поэтическая сторона: "Она несравненная, единственная" и проч. Прозаическая: "Она Анна Андреевна такая-то! Письмо Гоголя А. С. Данилевскому. 1832. А веселого читателя, который ищет бойкий и стремительный полет фантазии и который ждет приятных подробностей и происшествий, автор с легким сердцем отсылает к иностранным авторам. М. Зощенко. "Страшная...
3. Марченко Алла: Ахматова - жизнь. Интермедия первая (1908–1910)
Входимость: 13. Размер: 93кб.
Часть текста: которую из двух влюбиться, воротился в Царское, где между делом приволокнулся за самой пикантной из «девочек Аренс» (у адмирала Евгения Аренса, военного коменданта Царского Села, было несколько хорошеньких дочерей). Родители были так счастливы, что блудный сын наконец-то при них, да еще и поступил в университет, что сделали ему дорогой подарок: дали деньги на турпоездку в Египет. На обратном пути из Африки Гумилев опять задержался на сутки в Киеве, но, кажется, для того только, чтобы показать Анне, что наступил-таки конец ее «роковой» над ним власти. Говорили в основном о написанных ею стихах. Гумилев слушал внимательно, но хвалить не стал. Во-первых, текстов было слишком мало. Во-вторых, стихи были наивнее и младше нынешней Анны минимум на пять лет. Ей скоро двадцать, а вирши пятнадцатилетней. Перед самым отъездом из Парижа, жаркой весной 1908 года, этого нового, сбросившего тесную кожу Гумилева видел Алексей Николаевич Толстой. Он и оставил его замечательный по выразительности портрет: «"…Они шли мимо меня, все в белом, все с покрытыми головами. Они медленно двигались по лазоревому полю. Я глядел на них – мне было покойно, я думал: "Вот она, смерть". Потом я стал думать: "А может быть, это лишь последняя секунда моей жизни? Белые пройдут, лазоревое поле померкнет"… Я стал ждать этого угасания, но оно не наступало, – белые все так же плыли мимо глаз. Мне стало тревожно. Я сделал усилие, чтобы пошевелиться, и услышал стон. Белые поднимались и плыли теперь страшно высоко. Я начал понимать, что лежу навзничь и гляжу на облака. Сознание медленно возвращалось ко...
4. Мок-Бикер Элиан: "Коломбина десятых годов...". Петербургская кукла
Входимость: 8. Размер: 61кб.
Часть текста: трактирам. У нее был единственный брат, о котором она почти никогда не упоминала. Он поступил в училище Торгового флота, но так и не закончил его. В 1905 или 1906 году, во время плавания на борту учебного парусника, ночью, он утонул в море. О своем детстве, проведенном на Васильевском острове, Ольга рассказывала мало. Анне Ахматовой она как-то призналась, что была грустной и несчастной девочкой. Первой ее страстью был театр. С самой юности сцена неодолимо притягивала ее. В 1902 году Ольга подготовилась к вступительному экзамену в Императорское театральное училище в Санкт-Петербурге и была принята на драматические курсы вместе с двадцатью другими кандидатами (десятью девочками и десятью мальчиками). Императорские драматические курсы были основаны Александром III в 188S году 1 . За четверть века из 472 учеников их окончили только 260. В 1913 году в честь диадцатипятилетнего юбилея курсов, Николай II учредил нагрудный знак для их выпускников. Последние должны были носить его на левой стороне груди, и это означало, что Театральное училище считалось средним, а не высшим учебным заведением. Весной 1905 года Ольга Глебова, ученица известного актера И. П. Давыдова 2 , получила, как и семнадцать ее товарищей, диплом Императорского театрального училища. В том же году в театральных программах появилось упоминание о том, что "ученица Глебова" участвует в четырех (экзаменационных спектаклях"...
5. Ольшанская Евдокия: Анна Ахматова в Киеве
Входимость: 8. Размер: 65кб.
Часть текста: Анны Андреевны по отцовской линии Андрей Антонович Горенко родился в Черкасском уезде Киевской губернии, он был участником обороны Севастополя. По свидетельству Н. П. Бажана, Ахматова говорила ему, что ее отец - "родом из казацкой старшины". Мать Анны Андреевны, Инна Эразмовна, была дочерью Эразма Ивановича Стогова, который в 40-е годы 19 века служил в канцелярии киевского генерал-губернатора Д. Г. Бибикова и содействовал благоустройству города. В Киеве в конце 19-го и в начале 20-го века жили близкие родственники Инны Эразмовны: ее старшая сестра Анна Эразмовна была замужем за известным юристом Виктором Модестовичем Вакаром. Этим и объясняется, что семья Горенко много раз и порой надолго приезжала в Киев. Анна Ахматова обладала удивительной памятью, причем помнила себя с очень раннего возраста. Уже в старости она собиралась написать автобиографическую книгу (образцом избрала "Шум времени" Осипа Мандельштама). С этой целью стала записывать свои воспоминания, пока еще отрывочно, эпизодами, которые вдруг всплывали в памяти, надеясь их свести в одну книгу. К сожалению, сделать это она не успела, но сохранившиеся записи (так называемые "Листки из дневника" и другие заметки, разбросанные в записных книжках и тетрадях разных лет) дают возможность восстановить некоторые факты и события ее жизни. В частности, сохранилась и запись о том, что в Киеве она впервые побывала в пятилетнем возрасте. Всю зиму семья Горенко прожила тогда, очевидно, в гостинице "Националь" (Ахматова упоминает в своей записи, что жили они в гостинице "над Бессарабским рынком"). Отсюда мы и начинаем свое "путешествие" по ахматовским местам Киева. Рынок с середины прошлого века находится на одноименной площади в центре города, между Крещатиком, Бассейной, Красноармейской улицами (бывшей Васильковской) и Крутым Спуском. Названа она так потому, что на этом месте...
6. Чeрных В. А.: Блоковская легенда в творчестве Анны Ахматовой
Входимость: 7. Размер: 54кб.
Часть текста: Она заслуживает систематического и всестороннего изучения. Разные авторы с различных точек зрения подходят к этой теме. Одних интересуют преимущественно личные отношения Ахматовой и Блока; другие считают неэтичным углубляться в интимную биографию художника и рассматривают их взаимоотношения преимущественно в историко-литературном плане, старательно оставляя в стороне биографические вопросы; третьи ограничивают свою задачу сопоставлением текстов поэтических произведений Блока и Ахматовой, выявлением влияний, явных и скрытых цитат и перекличек. Каждый из этих подходов является, на наш взгляд, необходимым, но ни один из них не является достаточным. Для того, чтобы представить себе историю формирования и развития блоковской легенды в творчестве Ахматовой во всей ее сложности и противоречивости, необходимо, как нам представляется, привлечь к рассмотрению все относящиеся к этой теме сведения и факты - творческие, биографические, текстовые и внетекстовые. Задачей настоящей работы является рассмотрение в хронологической последовательности всех доступных нам сведений, касающихся поставленной темы, полученных из опубликованных и неопубликованных источников и из работ наших предшественников. Разумеется, такое рассмотрение не исчерпает названной темы. Она и в принципе представляется неисчерпаемой. Мы хотели бы лишь внести посильный вклад в ее разработку.  * * * Понятие легенды неоднозначно. Термин "легенда" применительно к истории своих отношений с Блоком употребляла сама Ахматова. "Вторая "легенда", с которой я прошу моих читателей распроститься навсегда, писала она в поздних автобиографических заметках, относится к моему так называемому "роману" с Блоком..." 3 ;...
7. Кац Б.,Тименчик Р.: Анна Ахматова и музыка (исследовательские очерки). Нотография (составитель Б. Розенфельд).
Входимость: 7. Размер: 87кб.
Часть текста: только в описаниях изданных сочинений. Прочие составы указываются при описании рукописей. По возможности даются сведения о времени создания и о первом исполнении произведения, а также об отражении его в музыкально-критической литературе. В конце основного раздела называются музыкальные сочинения, данные о которых не удалось уточнить. В публикуемый вариант нотографии не вошли сочинения, использующие стихотворные переводы Анны Ахматовой. К основному разделу добавлены: а) указатель композиторов, применивших в своих сочинениях различные хоровые, инструментально-ансамблевые и оркестровые составы; б) алфавитный указатель стихотворений Ахматовой, положенных на музыку. После названия стихотворения следуют сведения о времени и месте его написания, а также о первой его публикации. Далее перечисляются композиторы, писавшие музыку на данный текст. Помимо различных нотографических справочников источниками предлагаемой работы послужили: переписка составителя с авторами музыкальных сочинений, материалы нотниц и отделов рукописей Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ), Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ГЦММК), Государственной библиотеки имени В. И. Ленина (ГБЛ), Государственной Публичной...
8. Лямкина Е. И.: Вдохновение, мастерство, труд
Входимость: 6. Размер: 86кб.
Часть текста: поэтического языка. Прошло более десяти лет со дня смерти Анны Ахматовой, но за последние годы на страницах периодической печати не раз появлялись ее неопубликованные стихотворения. Центральный государственный архив литературы и искусства СССР проделал большую работу по собиранию творческого наследия Ахматовой. Настоящий обзор ставит своей целью познакомить читателей с одной наиболее насыщенной творческими материалами частью архивного фонда Ахматовой - с ее записными книжками. Записные книжки часто имеют определенное назначение - служить арсеналом творческих приемов, тем, сюжетов, образов. Между записями на их страницах и произведениями живая связь. Они дают возможность исследователям проникнуть в святая святых - в творческую лабораторию автора, восстановить картину его работы от первоначального замысла и схематичных набросков образов действующих лиц до окончательного результата. Через записи в записных книжках подчас становится ощутимее и понятнее внутренний мир писателя, его воззрения, его...
9. Тименчик Р.: Храм премудрости Бога: стихотворение Анны Ахматовой "Широко распахнуты ворота... "
Входимость: 6. Размер: 66кб.
Часть текста: № 3; отметим, кстати, в этой подборке и стих. Нарбута "Как быстро высыхают крыши...", где тема храма преломлена в особой, нарбутовской поэтике "богохульства"). С началом войны мандельштамовское стихотворение по неизбежности приобрело патриотическое звучание, актуализировались его славянофильские подтексты, на первый план выступила тютчевская тема: И своды древния Софии В возобновленной Византии Вновь осенят Христов алтарь! В первый год войны было сочинено немало новых стихотворений на этот предмет - "У Босфора" Сологуба 1 , "Босфор" Кузмина, "Царьград" Скалдина, "Царьград" Городецкого ("Святой Премудрости собор / Давно пленил славянский взор...") и мн. др. На публичных выступлениях 1915 года, в которых он почти всегда участвовал наряду с Ахматовой, Мандельштам неизменно читал "Айя-София". В этот год идеи Владимира Соловьева и других русских религиозных мыслителей о Софии как мире первообразов, положенных Богом в основу творения, Софии как восстановлении поврежденной целости человечества и всей твари, Софии как "благой вести" о...
10. Мешков В. А.: Иннокентий Анненский и Анна Ахматова
Входимость: 6. Размер: 34кб.
Часть текста: поэзии. С другой стороны и в житейском смысле он также представляет собой уникальное явление: «Похороны его в Царском Селе, собравшие 4 декабря огромную толпу, показали, насколько он был любим и популярен как человек и учитель. О нем как о поэте знали тогда немногие» [1, с.8]. Его нелегкий жизненный путь – трудные детство и юность, университет, семейные тяготы и 30-летняя карьера педагога и чиновника Министерства просвещения, – прервался 30 ноября на ступенях Царскосельского вокзала в Петербурге от паралича сердца. Анненский так и не стал профессиональным литератором, лишь незадолго до смерти он подал в отставку и ожидал оформления пенсии. 10 лет, с 1896 по 1906 год он был директором Царскосельской Николаевской мужской гимназии, и именно в эти годы заслужил уважение и признательность своих учеников и жителей городка. С педагогической деятельностью во многом была связана и деятельность И. Анненского как ученого и литератора – филолога, переводчика, драматурга, публициста. Только в последние месяцы своей жизни он решается на активное участие в...