Поиск по творчеству и критике
Cлово "1915"
Входимость: 27. Размер: 114кб.
Входимость: 27. Размер: 91кб.
Входимость: 25. Размер: 123кб.
Входимость: 22. Размер: 71кб.
Входимость: 21. Размер: 31кб.
Входимость: 21. Размер: 87кб.
Входимость: 20. Размер: 41кб.
Входимость: 20. Размер: 194кб.
Входимость: 16. Размер: 61кб.
Входимость: 15. Размер: 121кб.
Входимость: 13. Размер: 66кб.
Входимость: 13. Размер: 15кб.
Входимость: 12. Размер: 111кб.
Входимость: 12. Размер: 79кб.
Входимость: 11. Размер: 82кб.
Входимость: 10. Размер: 85кб.
Входимость: 9. Размер: 79кб.
Входимость: 9. Размер: 13кб.
Входимость: 8. Размер: 122кб.
Входимость: 8. Размер: 108кб.
Входимость: 8. Размер: 82кб.
Входимость: 7. Размер: 38кб.
Входимость: 7. Размер: 80кб.
Входимость: 7. Размер: 55кб.
Входимость: 7. Размер: 113кб.
Входимость: 7. Размер: 54кб.
Входимость: 7. Размер: 83кб.
Входимость: 7. Размер: 72кб.
Входимость: 7. Размер: 30кб.
Входимость: 6. Размер: 67кб.
Входимость: 6. Размер: 30кб.
Входимость: 6. Размер: 79кб.
Входимость: 6. Размер: 52кб.
Входимость: 6. Размер: 90кб.
Входимость: 6. Размер: 35кб.
Входимость: 6. Размер: 49кб.
Входимость: 6. Размер: 96кб.
Входимость: 6. Размер: 39кб.
Входимость: 5. Размер: 42кб.
Входимость: 5. Размер: 20кб.
Входимость: 5. Размер: 40кб.
Входимость: 5. Размер: 21кб.
Входимость: 5. Размер: 17кб.
Входимость: 5. Размер: 122кб.
Входимость: 5. Размер: 16кб.
Входимость: 5. Размер: 109кб.
Входимость: 5. Размер: 13кб.
Входимость: 5. Размер: 34кб.
Входимость: 5. Размер: 118кб.
Входимость: 5. Размер: 69кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 27. Размер: 114кб.
Часть текста: с Татьяной Адамович. Татьяна Александровна, сестра одного из «учеников» Николая Степановича, маленькая брюнетка с яркими синими глазами, была некрасива, но выразительна. А главное, умела себя подать. Ее ученицы, в том числе и Нина Берберова, на уроках Адамович превращались в обожающие изваяния (Т. А. преподавала французский язык в элитной женской гимназии). Видимо, сумела она правильно поставить себя и в отношениях с Гумилевым. Роль официальной любовницы женатого человека Татьяну Адамович не устраивала. По ее настоянию Николай даже заговорил о разводе. Анна, конечно же, сказала «да», но поставила условие: сына заберет, мачехи у него не будет. Узнав об этом, Анна Ивановна рассвирепела: «Я тебе дам развод! Гумилевы своих детей не бросают!» Николай Степанович сделал вид, что расстроен, но Анна Андреевна сразу поняла, что мать ненароком помогла Николаю вывернуться из затруднительного положения. Больше к проблеме «Татьяна и развод» они не возвращались, хотя Гумилев продолжал всюду появляться с синеглазой Адамович. Казалось бы, невелика беда! Нелюбимый муж ищет женщину, готовую его полюбить, непризнанный поэт считает влюбленность источником поэтической энергии. Ей-то что до этого? У нее своя богатая личная жизнь и где-то совсем рядом –...
Входимость: 27. Размер: 91кб.
Часть текста: А. А. Ахматовой в Пушкинском Доме не имеется, но значительное число материалов, характеризующих ее биографию и творчество, хранится в фондах ее литературных современников либо среди отдельных архивных поступлений. Из них основное внимание уделено нами письмам Ахматовой. Это объясняется тем, что эпистолярное наследие Ахматовой вообще небогато: она редко писала письма во вторую половину жизни, но и писем ее 1910-х годов, хранящихся в государственных архивохранилищах и известных в частных собраниях, насчитывается всего около трех десятков. Последующие разыскания, конечно, увеличат это число, но на значительное восполнение рассчитывать не приходится. Настоящий обзор не претендует быть исчерпывающим описанием всех - прямо или косвенно - относящихся к Ахматовой материалов, хранящихся в Рукописном отделе; не фиксируются некоторые материалы, имеющие второстепенный интерес; кроме того, очевидно, что при дальнейшем обследовании фондов обнаружатся неучтенные нами документы 1 . Материалы Пушкинского Дома позволяют восстановить картину взаимоотношений Ахматовой и Ф. Сологуба. Ахматова познакомилась с Сологубом в конце 1910 г. на представлении одной из пьес Пшибышевского 2 . В 1910-е годы Сологуб был уже авторитетнейшим писателем, признанным мастером стиха, пользовавшимся вниманием и уважением и в кругу...
Входимость: 25. Размер: 123кб.
Часть текста: о той же статье сказала, противопоставляя ее напечатанной в "Новом мире" заметке о ее поэзии А. Синявского: "Он [Синявский] знал всю мою поэзию, но так и не понял, а вот Н. В. Недоброво знал только первые мои две книжки, а понял меня насквозь, ответил заранее всем моим критикам, до Жданова включительно. Его статья, напечатанная в одной из книжек "Русской мысли" за 1915 год, лучшее, что обо мне было написано..." Этот дважды высказанный отзыв о статье Недоброво в превосходной степени достаточен для того, чтобы привлечь внимание к никогда не воспроизводившейся, забытой и сейчас многим недоступной статье, и мы поэтому включаем ее в приложение к настоящему тому. (Статья Недоброво имеется теперь в английском переводе в американском журнале "Russian Literature Triquarterly". № 9. Spring 1974. P. 221-236.) Статья Недоброво была напечатана в июльской книге "Русской мысли" за 1915 год, с двумя примечаниями: одним редакционным - о том, что статья была сдана в...
Входимость: 22. Размер: 71кб.
Часть текста: 2006. - С. 142-168. Поэма любви в стихах Анны Ахматовой Середина и конец 1910-х гг. - время стремительно развивающегося литературного процесса не только в столицах, но и в провинции. Особое место в ряду небольших, но "литературно значимых" городов, как известно, занимает Одесса. Именно в эти годы здесь начинают свою деятельность те авторы, чье творчество будет определять литературный процесс 1920 - 1930-х гг. В течение нескольких лет в Одессе существовал (одновременно или сменяя друг друга) целый ряд литературных объединений ("Студенческий литературно-художественный кружок", "Бронзовый гонг", "Коммуна поэтов", "Коллектив поэтов", кафе поэтов "Хлам", "Пеон IV"). С 1918 г. важную роль в культурной жизни города играет литературно-художественный кружок, вдохновителями и активными участниками которого были молодые одесские поэты и прозаики; большая часть из них ранее входила в "Студенческий литературно-художественный кружок". Называлось это объединение "Зеленая лампа". По свидетельству Р. Александрова, официального списка членов кружка не сохранилось, а возможно, и не существовало, но "старые афиши, газетные объявления, воспоминания современников позволяют считать "Зеленую лампу" самым представительным литературным объединением Одессы конца 1910-х - начала 1920-х годов"1*. В коллектив "Зеленой лампы" входили: Валентин Катаев, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Зинаида Шишова, братья Борис и Исидор Бобовичи, Анатолий Гамма, Александр Биск, Владимир Дитрихштейн, братья Георгий и Вадим Долиновы, Иван Мунц, Леонид Нежданов, Эмилия Немировская, Софья...
Входимость: 21. Размер: 31кб.
Часть текста: приехал с фронта в Петроград. «В конце января…» Помета А. А. на полях стих. «Война» в кн.: Н. С. Гумилев. Колчан: «Прислал с фронта <19>15. Я читала на вечере в Гор<одской> Думе при Н<иколае> С<тепановиче> в янв<аре> - февр<але> 1915». — Встречи с прошлым. М., 1996. Вып. 8. С. 319. Января 25 А. А. вместе с А. А. Блоком, И. Северяниным, М. А. Кузминым, О. Э. Мандельштамом, Ф. Сологубом и др. выступает на вечере «Писатели – воинам» в Александровском зале Петроградской городской думы, читает военные стихи Н. С. Гумилева. — Еж. РО ПД, 1974. С. 56; ЛН. 89. С. 346. «В конце января читала в Думе стихи Николая Степановича». — Лукн. 91. С. 101. Января 27 «Вечер поэтов» в кабаре «Бродячая собака». В программе среди участников названы А. А. и Н. С. Гумилев. — РГАЛИ. Ф. 543. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 85. Н. С. Гумилев прочел свои стихи. — ЛО. 1989. № 6. С. 89. Января 29 Литературно-художественный вечер, посвященный памяти А. С. Пушкина в концертном зале Тенишевского училища. В программе указано: «Пушкину, стихотв<орение> А. Ахматовой. Прочтет автор». — РГАЛИ. Ф. 543. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 86. Января 31 Письмо Г. И. Чулкова – Н. Г. Чулковой: «Вчера у Городецкого я видел Гумилева. <…> Гумилев ...
Входимость: 21. Размер: 87кб.
Часть текста: в алфавитном порядке композиторских фамилий. Выходные данные опубликованных сочинений указываются в основном по первым изданиям. При несовпадении названия музыкального сочинения с названием стихотворения Ахматовой последнее указывается в скобках. В тех случаях, когда под одним названием фигурируют разные стихи, в скобках приводится также первая строка стихотворения. Поскольку подавляющее большинство сочинений написано для голоса с фортепиано, постольку указание на этот состав приводится только в описаниях изданных сочинений. Прочие составы указываются при описании рукописей. По возможности даются сведения о времени создания и о первом исполнении произведения, а также об отражении его в музыкально-критической литературе. В конце основного раздела называются музыкальные сочинения, данные о которых не удалось уточнить. В публикуемый вариант нотографии не вошли сочинения, использующие стихотворные переводы Анны Ахматовой. К основному разделу добавлены: а) указатель композиторов, применивших в своих сочинениях различные хоровые, инструментально-ансамблевые и оркестровые составы; б) алфавитный указатель стихотворений...
Входимость: 20. Размер: 41кб.
Часть текста: один раз. Только один раз. Но как это было!" "В течение своей жизни любила только один раз. Только один раз. Но как это было!" Ты - солнце моих песнопений, Ты - жизни моей благодать. Анна Ахматова Многие знают об Анне и Амадео. А позвольте, читатель, спросить вас, благодаря кому или чему вы знаете о них? Потому, что Амадео Модильяни прославленный художник, который одним росчерком пера в своих рисунках уловил поэтическую сущность юной Ахматовой, сумев передать ее неповторимую кошачью грацию, или благодаря самой Ахматовой, оставившей нам свои воспоминания? А к кому относятся слова заголовка? До нас дошло множество мемуаров, дневниковых записей, писем, рассказов, записанных современниками Ахматовой. Исключительно большой интерес представляют воспоминания двух летописцев: Павла Николаевича Лукницкого "Встречи с Анной Ахматовой" или "Acumiana" (в семье Пуниных Анну Андреевну звали Акумой) и Лидии Корнеевны Чуковской "Записки об Анне Ахматовой". Особенно ценными для меня оказались дневники П. Н. Лукницкого, поэта и библиографа, скрупулезно записывавшего в течение пяти лет (1920-25) беседы 200 встреч с Ахматовой. Это он записал ее слова, ставшие заглавием моей статьи, и его записи я еще буду неоднократно цитировать. В 1915 году Анне Андреевне Ахматовой было 26 лет. Она была в расцвете красоты и в зените славы. Вышли уже ее сборники "Вечер" (1912) и "Четки" (1914). "Четки" принесли ей широчайшую известность. "До революции ни одна книга нового русского поэта...
Входимость: 20. Размер: 194кб.
Часть текста: (1924-1993), главный редактор газеты «Известия», зять Н. С. Хрущева - 647 Адмони Владимир Григорьевич (1909-1993), филолог, поэт – 379, 381, 393, 504, 511, 526, 533, 561, 563, 564, 572, 573, 597, 624, 649, 653, 659, 671, 679, 690-692, 696 Азадовский Константин Маркович (р. 1941), литературовед – 110, 692 Айбек (Ташмухамедов Муса, 1904-1968), узбекский писатель - 395 Айзенман Татьяна Семеновна (1914-1993), искусствовед – 510, 517, 526, 527, 533, 540, 547, 550, 623, 630, 643, 702, 705, 706 Айхенвальд Юлий Исаевич (1872-1928), литературный критик – 151, 159, 170 Айхенвальд Юрий Александрович (1928-1993), литературовед – 631 Акимова Софья Владимировна (1887-1972), певица - 163 Аксель – см. Бекман А. Ф. Аксенов Иван Александрович (1884-1935), поэт - 56 Акума Младшая, Акумец – см. Каминская А. Г. Александр, торговец в Петербурге – 60 Александр Македонский (356-323 до н. э.) – 568, 571, 573 Александр Михайлович, вел. князь (1866-1933), главноуправляющий Главного управления торгового мореплавания и портов – 42 Александрина – см. Гончарова А. Н. Александров Георгий Федорович (1908-1961), заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) – 326, 327, 413, 415, 416, 427 Алексеев Михаил Павлович (1896-1981), литературовед, академик– 572, 584-586 Алексеева (по мужу Фальк) Кира Константиновна (1891-1977), дочь К. С. Станиславского - 243 Алексеева (Девель) Лидия Алексеевна (1909-1989), поэтесса, племянница А. А. – 587, 592 Алигер Маргарита Иосифовна (1915-1992), поэтесса - 19, 338, 339, 368, 369, 378, 381, 403, 406, 407, 490, 508, 509, 521, 533, 535, 547, 601, 602, 610, 621, 633-636, 638, 646, 656, 696 Алигер Мария Александровна (1943-1991), дочь М. И. Алигер и А. А. Фадеева – 640 Алиев ( Ибрагимов) - см. ...
Входимость: 16. Размер: 61кб.
Часть текста: "Формы искусства", 1902). Младосимволисты обнаруживали в предметах и событиях "тайные знамения великой и несказанной музыки духа" (Вяч. Иванов), "знамения иной действительности" (Андрей Белый), а символизм уже именовался "религиозным исповеданием, имеющим свои догматы" (Андрей Белый. Символизм. Кн. статей. М., 1910. С. II), что противоречило их программным заявлениям о свободе творчества, которая не дается "извне никакими законами". Андрей Белый даже сетовал на отсутствие в русской литературе "строго символического произведения" (Арабески. Кн. статей. М., 1911. С. 400). А между тем, Александр Блок заметил в статье "О лирике" (1907): "Никакие тенденции не властны над поэтами". Догматизм и противоречивость основных положений нового философско-эстетического учения предопределили кризис символизма на рубеже 1900-х-1910-х гг. Анна Ахматова никогда не смыкалась в рамках одного литературного течения, но она пошла навстречу акмеизму, декларировавшему близкие ей принципы поэтического познания мира. Сначала же были "Башня" Вячеслава Иванова и гумилевский Цех поэтов. На "Башне" весной 1911 года она познакомилась с совсем еще юным Осипом Мандельштамом, поразившим ее вдохновенными речами о поэзии. Ахматова больше молчала, сопереживая ему, наполненному звуками и ритмами. Захлебываясь от избытка ассоциаций, он становился самой сущностью...
Входимость: 15. Размер: 121кб.
Часть текста: с "конкретной музыки" - с симфонии шумов его детства. Ахматова в своих автобиографических набросках оставила заметку о звуках Петербурга, перекликающуюся с воспоминаниями ее сверстников-земляков, например Игоря Стравинского. Стравинский вспоминал стук дрожек по торцам, крики разносчиков ("Мороженое!", татарское "Халат"!)1. Сергей Городецкий писал о "музыке поленьев": "... слышался мелодичный стук сухих березовых поленьев, перебрасываемых с баржи на мостовую"2. С этого звука начинает и Ахматова свой ретроспективный каталог столичных шумов: "Звуки в петербургских дворах. Это, во-первых, звук бросаемых в подвал дров. Шарманщики ("пой, ласточка, пой, сердце успокой..."), точильщики ("точу ножи, ножницы..."), старьевщики ("халат, халат"), которые всегда были татарами. Лудильщики. "Выборгские крендели привез" (гулко в дворах-колодцах). <...> Колокольный звон, заглушаемый звуками города. Барабанный бой, мне всегда напоминающий казнь. Санки с размаху о тумбу на горбатых мостах..."3 Ахматова перечислила только отдельные фрагменты пространного фонового пласта. Для того чтобы представить себе его в более широком объеме, воспользуемся забытыми воспоминаниями одного из коренных петербуржцев: "А где теперь музыка петербургских дворов - бесконечно разнообразные напевы разносчиков? Сколько в...